https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

форм посягательств на экономическую систему , которые ставят под удар сану идею рефор мирования экономики

Категория: Курсовые, дипломные работы и рефераты Опубликовано Просмотров: 239

Страница 1 из 1

. ^ к последним относятся : выво з капитала за границу : рост удельного веса мошеннических опе­раций инвестиционных фондов , страховых и трастовых компаний с де­нежными вкладами населения, ущерб от которых сопоставим с внешними заимствованиями России у Международного Валютного Фонда,интенсифи­кациятаких видов преступного промысла , как подпольный оборот нар­котиков и алкогольных суррогатов, угрожающих генофонду нации и др.

К числу факторов , предопределяющих неблагоприятные тенденции преступности, многие авторы относят несовершенство, недостаточ­ность, несвоевременность законодательной базы^ , с чем трудно не согласиться . В числе первоочередных мер противодействия преступ­ности предлагается незамедлительное принятие таких жизненно важных законо в, как "Об организованной преступности", "О борьбе с корруп ­цией", а также о борьбе с легали зацией преступно нажитых средств.

Однако интересы защиты эконо мической бе зопасности страны, как представляется, диктуют необходимость более широкого взгляда на пробле му .

Нередко не только в средствах массовой инфор мации,но и в науч­ных публикациях экономическая преступность отождествляется с кри-ниналиаацией экономики, тогда как это ра зные понятия. Эконо мичес­кая преступность с точки зрения "правового измерения" - это явле­ние , определяемое в уголовно м законе, - важная , но не единственная составляющая криминализированной экономики . Равной ей по степени негативного влияния на складывающиеся эконо мические отношения сле­дует признать, на наш взгляд, такие формы отклоняющегося поведения граждан-предпринимателей, которые не являются преступными с фор­мальных позиций, но признаются таковыми в обыденном со знании и в силу этого нуждаются в криминализации (обналичивание денег, ком-

А •X. Ха зарина, кандидат юридических наук

ЗАКОН "О ЗАКОНАХ" И ЕГО КРИМИНО ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Криминологические исследования последнего времени говорят о нарастании негативных тенденций в эконо мической преступности . От­мечается как количественный рост противоправных деяний, так и ка­чественные сдвиги, свидетельствующие о появлении таких опасных


См - , например :

Козлов Ю.Г. Криминологическая характеристика экономической преступности. - В кн. : Криминология .- Н, 1994; С.264; Есипов В.м. Криминализация экономики в переходный период к рынку - В кн.: Преступность и закон .- Н, 1996. С.41; Ларьков А.Н. Экономическая преступность и уголовный закон - В кн - Преступность и закон , с .43.

^ См.: Серебрякова В.А. Социальный ме хани зм взаимодействия закона и преступности . // Кн . Преступность и закон .- М, 1996. С.9.

мерческое исполь зование бюджетных средств - "прокручивание целевых бюджетных сред ств коммерческими банками" , злоупотребление с; субси ­диями и др-). Наконец, своеобразную среду обитания этому крими­нальному ядру экономики образуют правонарушения непреступного ха­рактера, выступающие обстоятельствами, способствующими , а в ряд е случаев прямо продуцирующими экономические преступления. В их чис­ле нарушение общеобязательных правил поведения на рынке : занят на предпринимательство м без государственной регистрации, без лицен­зии, без надлежащего ведения бухгалтерского учета с целью и збежа­н ия налогообложения и др.

Все три "составляющих" кр^инализованной экономики в целях снижения их вредоносности и нуждаются в управляющем воздействии со стороны государства, ибо на нем лежит обязанность перед обществом в поддержании такого правопорядка в экономике, который обеспечивал бы стабильность развития , социальный мир и согласие .

Деформированное состояние действующего правового регулирова­ния в основе своей имеет и здержки в определении содержательной стороны экономических преобразований, а также дефекты законода­тельной деятельности, игнориров ание процедурной, процессуальной стороны законотворчества .

Реальным препятствием на пути формирования правовой политики , т ,е . содержательной стороны реформирования, служит , отсутстаие , во-первых, системообразующей цели в виде нормативно закрепленной модели экономического развития ; во-вторых , строго ранжированных приоритетов в защите публичного ( общественного) интереса , как рй-зультата трансфор мации "государственного интереса" в категорию "публичный интерес" , в-третьих, механизма поддержания баланса инт е­ресов гражданина -общества-государства, иначе говоря .взаимосвязь ка­тегорий "публичный и частный интерес" , "публичное и частное право" .

Неизмери мо во зросло значение факторного анали за нуждающихся в правовом регулировании общественных отношений - выделение "точек роста" криминальной активности , полный учет в процессе законотвор­чества не только субъективных факторов, отождествляемых с достиже­нием желаемых для законодателей целей, но и объективной реальнос­ти, соотнесение законодательных моделей с потребностями об ществен­ного ра звития. Остановимся на организационно-процессуальной сторо не законотворчества, игнорирующего, как пока зывает право приме ни тель­ная практика, криминологические последствия принимаемых решений .

Неоднократно на протяжении последних пяти лет в юридической литературе ставится вопрос о необходимости издания в России Закона "о законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федера­ции" . Опублико ван инициативный проект Федерального закона с ана­логичным на званием , подготовленный С. В. Полениной, Б . Н .Лазаревы м, Р.З.Лившицем, А. Е.Ко зловым, Е.К.Глушко^, который, на наш взгляд, крайне необходим в условиях, когда у нас нет "подлинного законот­ворчества , а есть механически-эмпирическое составление законов с полным пренебрежением к требованиям законодательной техники "^ .

В названном правовом акте авторы пытаются решить сложные дис ­куссионные вопросы иерархии нормативно-правовых актов, определить технологию ( проце дуры ) подготовки, принятия и действия нормати в­но-правовых актов, классифицировать виды правовых актов, раскрыть их основное содержание и иерархию по правовой силе.

В законопроекте определяется нормотворческая ко мпетенция Пре­ зидента , Правительства, министерств и ведомств, порядок разре шения коллизий Федерального закона и субъектов Федерации . Значительное место уделено формированию иерархически построенной системы зако­нодательства в соответствии с юридической силой нормативно-право­вы х актов, спецификой регулируемых ими общественных отношений . На­мечены пути устранения коллизий между законами и подзаконными

Чтобы выйти из состояния насил ия и вседоэволенности, России , действительно, необходимо упорядочить нормотворческий процесс, и в этом смысле упомянутый законопроект заслуживает самой горячей под­держки . Вместе с тем нельзя не признать , что безупречны й с фор­мально-логической точки зрения закон не всегда может оказать ожи­даемое позитивное воздействие на общественную жизнь, если он в терминологии сторонников концепции нового правопонимания является "неправовым"^ , а с позиции криминологии не учитывает появление не-

^ См . : Казмин И . Ф . , Поленина С . В . , Закон о законах , проблемы и здания и содержания . //Сов . государство и право, 1989, Ы 12. С.39.

"' Государство и право, 1995, Н 3. С.57.

^ А . Д .Керимов Закон в переходный период : опыт современной России ( "круглый стол" журнала ) // Государство и право , 1995, ^ 10. С . 46 .

^ см .: Пульс реформ. - М, 1989. С.36; Общая теория государства и права .- Н, 1994. С.63,84; Право и власть. - М,1989. С.7.

желательных для общества побочных явлений , способных не только снизить регулятивный потенциал, но и скомпрометировать заложенную в законе цель .

И з множества неверных экономических решений перестрое ч ног о времени остановимся на первом "рыночном" законе "О кооперации" , на самом деле послужившим лишь прикрытием для реанимации наемного труда. Дефекты законодательной модели кооперации в российском ис­полнении, ре зко контрастирующей с историческими аналога ми и совре­ менными западными обра зцами , не позволили России вступить в Между­народный кооперативный альянс. Не касаясь сути отступлений от об­щепринятых стандартов кооперации, ограничимся перечислением наибо­лее значимых криминологических последствий, очевидных уже в момент обсуждения законопроекта , но про игнорированных законодателем .

1 ) Закон о кооперации - первый в постсоциалистический период предоставил возможность для легализации преступно нажитых средств . Держатели теневого капитала, не имеющие намерения заниматься хо­зяйственной деятельностью , с одной стороны создавали "кооперати­ вы-однодневки" и тут же их прикрывали, а с другой - вкладывали средства в созданные не ими кооперативы, обеспечивая последним за­щиту от рэкета, а себе - приумножение вложенного капитала . Как и следовало ожидать , непра ведные средства вскоре заработали в нарко-бизнссе, торговле оружием и прочих видах противоправной активнос­ти, сулящих небывалую доходность.

2) Привычные к антисоциальным способам поведения, кооператив­ные дельцы опять же первыми породили феномен "обналичивания" госу­дарственных средств, когда по сговору с руководителями государс­твенных предприятий переводили безналичные средства по фиктивны м договорам в кооперативы и затем за определенную м зду выдавали де­н ежную наличность. Всего за два года (1 989-1990 гг.) кооператорами было обналичено 50 млрд - рублей , примерно столько же , сколько го­сударство потеряло на антиалкогольной кампании ^. До сих пор, нес­мотря на огро мные потери, этот вид опасного бизнеса не объявлен преступным .

3) Не встречая никаких препятствий со стороны государства, недобросовестные предприниматели, воспол ьзовавшись несовершенством

^ См. об этом: Казарина А.А. Ретивы ли кооперативы в стремле­нии пополнить рынок товарами ? Юридическая газета, 1991, Н 1, с. 10.

закона, не предус мотревшего имущественных гарантий ответственности кооператоров перед своими контрагентами, получали в Сбербанке кре­диты и не помышляли об их возврате . Нередко по получении кредитов кооперативы тут же ликвидировались . В последующем аналогичными приемами успешно пользовались и малые предприятия, расс матривающие государство в качестве донора .

4) Как правило, кооперативы функционировали не на собствен­ных, а на заемных средствах, в том числе и основных - станках, оборудовании, полученных отчасти безвозме здно от государственных предприятий, отчасти по договора м аренды ^. Непрописанная в законо­дательстве обязанность государственных органов по учету и контролю за во зврато м или выкупо м государственного имущества привела к его утрате и способствовала со зданию неравных стартовых условий раз­личных категорий граждан к во зможностя м приватизации после приня­тия 3 июля 1991 г. Закона "О приватизации государственных и муни­ципальных предприятий". Последствия нарушения принципа социальной справедливости при привати зации государственного и мущества уже на­чали себя проявлять в виде требований трудовых коллективов таких гигантов промышленности, как "Норильский никель", "Московский ав­тозавод ЗИЛ" о пересмотре решений о приватизации . И зложенное, как нам кажется, служит достаточным подтверждением целесообразности

кри минологической экспертизы как составно й части законотворческого

д процесса, на необходимости которой настаивают кри минологи .

Упадок доверия к закону вызван просчетами правотворческих ор­ганов в оценке не только криминологических последствий , но и Дру­гих социально значимых моментов, в том числе психологических фак­торов: абсолютном игнорировании параметров многовековой русской социальной, национальной системы, нашедшей выражение в основопола­гающих принципах экономики русской цивили зации. Сам факт тысяче­летнего существования российского государства свидетельствует о

^ Согласно данным единовременного обследования кооперати вов Госкомстато м СССР ( с &8% выборкой от числа действовавших коопера­тивов) кооператоры являлись собственниками менее одной десятой части основных сред ств производства .

^ См. , например Есипов В.М. Эконо мическое здоровье нации: проблемы безопасности // Бе зопасность и здоровье нации. - М, 1996. С. 1 II. '•

высоко эффективной хозяйственной системе , по зволившей обеспечить эконо мическое освоение огро мны х территорий , строитель ство тысяч городов , армию и тыл в борьбе с внешними врагами . Русская экономи­ка развивалась на ба зовых ценностях русской общины и артели: кол лективизме, обеспечении гармоничной , естественной связи и взаимо­ зависимости между работниками , по ддержании духа общности и ответс­твенности перед коллективом, прои зво дственной (тру довой) демокра­ти и^ местном самоуправлении , традиционно м патернализ ме государс­т ва . Эффективный труд мотивировался в ней преимущественно морал ь­ны ми , а не материальными стимулами . Принципам экономики русской цивили зации свойствен взгляд на собственность как на функцию тру­да , а не капитала . Капиталом являлась производительная часть собс­твенности , направленная на со здание материальных благ . Капитал , отдаваемый в рост и используемый для посреднических оп ераций , рассматривался как паразитический. Не заинтересованный в произ­водстве "капитал" сегодня является определяющим фактором стрем и­тельного обнищания народа , "бегства капитала за границу" , присвое ­ния общегосударственного достояния, растранжиривания природных ре­сурсов. В ре зультате реформ в руках 10 ^ населения соср едоточено бо лее половины национального дохода, что никак не согласуется с самобытными о собенностями трудовой и хозяйственной мотивации в России . Не следует забывать , что одной и з морально-психологических черт характера русского народа является дух нестяжательства , выра­женный в отсутствии у значите льной части населения стремл ения к материальному богатству, накопительству, энергичному стяжанию ма­териальных благ . Нелишне в этой связи вспомнить как В . Даль опреде­лил богатство, а он, как известно, всегда встраивал понятия в об­щественный уклад : "Богатство - избыток , и злишество" , "У богатого бога тины пива-меду много, да с камнем бы его в воду" . "Бога хва­ли л, Христа величаем, богатого богатину проклинаем "^. Поэто му, как свидетельствует отечественный опыт, попытки реформирования оп­ре деленной цивили зации рычагами и инструментами другой цивилизации не минуемо ведут к разрушению, катастрофе ^ . Не замечать этого,

^ В.Даль. Толковый словарь живого великорусского я зыка. Т.1 - К 1987. С.102.

См. :Син юков В.Н. : Российская правовая система. Введение в обшую теорию . - Саратов , 19 94.

значит , сознательно уклоняться от осмысления причин неудачи быст­рых реформ.

Вот почему помимо криминологической необходима психологичес­кая экспертиза законопроекта, дающая заключение об оценке социаль­ными группами и показывающая , как вовлечь граждан в реализацию зл-кона.

Наряду с криминологической , психологической экспертиза ми , не­обходимо, как нам кажется , заключение специалистов иных отраслей знания . Правильнее было бы говорить о комплексной независимой экс -

включающей в себя в дополнение к нн ч ван-

пертизе законопроектов,

ным финансово-экономическую экспертизу, оценивающую окупаемость идеи (тогда не пришлось бы изобретать налоги, на сбор которых при­ходится средств больше, чем поступает в бюджет) ; организацион­но-экономическую, прогнозирующую возможность реали зации закона с помощью управленческих рычагов . На последнее обстоятельство следу­ет обратить особое внимание . Нередко выстраданная обществом уго­ловно-правовая норма обрекается на бездействие по оплошности зако­нодателя , не о заботившегося необходимостью сквозной ревизии норма­тивного массива на предмет внесения соответствующих изменений, например, в административное законодательство. Так случилось со ст. 162 ^ УК РСФСР, установившей ответственность за заняти е предп­ринимательством без лицен зии , совершенное в течение года после на­ложения административного взыскания . При этом административная от­в етственность установлена не была , чем самым уголовно-правовой запрет был обречен на бездействие.

Другой пример . Мздоимство в современной России по всеобщему при знанию приобрело характер национального бедствия. Как отмеча­лось выше , в числе первоочередных мер борьбы - принятие специаль­ного Закона о коррупции. Однако до введения его в действие законо­датель явно неудачно пытается восполнить этот пробел в других за­конодательных актах. В Федеральном законе "Об основах государс ­твенной службы Российской Федерации", от 31 июля 1995г. Н Ф 3-119, в ст. II, посвященной ограничениям, связанным с государственной службой , запрещено государственным служащим получать вознагражде ­ния (подарки) от физических и юридических лиц в связи с исполнени-

^ ^ Политика , конечно не пряник , чтобы всем нравиться // Рос ­сийская газета, 24 авг. 1995.

ем должностных обязанностей под страхом дисциплинарной ответствен­ности вплоть до увольнения. Одновременно ст. 575 ГК РФ запрещено дарение подарков, стои мость которых превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, работникам лечебных, воспитательных учреждений, гра ждана ми, находящи мися в них на лече­н ии , содержании , воспитании, а также государственным служащим и слу­жащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнение м и ми служебных обя занностей .

Таки м образом два нормативных акта в форме Федерального зако­на, принятые почти одновременно, по-ра зному регулируют однотипные общественные отношения . Хотя , как представляется , в гражданско м кодексе имеется совершенно иная качественная обособленность норм, которая затрудняет реализацию ука занного правового запрета по той причине, что гражданское право, регулируя все имущественные и свя­ занные с ними личные неимущественные отношения, знает один способ воздействия на нарушителей - предъявление иска о признании сделки ничтожной (ст.ст. 166,169 ГК РФ). Требование о применении последс ­твий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Если в первом случае нарушение госу­дарственным служащим требований закона влечет применение мер дис­циплинарной ответственности в порядке подчиненности, то во втором за аналогичное правонарушение виновный может поплатиться лишь по­терей подарка, к тому же весьма проблематично , что одаривающий сам обратится в суд с подобным иском или по такому же пути пойдет представитель главы администрации .

Если принять во внимание, что уровень латентности коррупции один из самых высоких и выявля ется не более 1% этих преступле­ний ^ , то приходится с сожалением констатировать, что вместо нас­тоящей борьбы с опасными преступлениями, создается лишь ее види­мость , правовые средства во здействия распыляются в множестве нор­мативных актов, избирается не самый действенный способ в борьбе с социальным злом. Устранению отмеченных ра зночтений, поиску опти­мальных решений и призвана способствовать органи зационная экспер­тиза . в заключение еще ра з подчеркнем настоятельную потребность

скорейшего принятия Закона "О законах и иных нормативно-правовых актах" с включением в него положений относительно комплексной не­зависимой экспертизы законопроектов, суть которых изложена выше .

В.Ю, Жадно е

^ См. Криминология и организация предупреждения преступле--[ИЙ. - М, 1995. С.43.


Топ 10 самых популярных статей:

  1. Нарушение письменной речи (дисграфия) Введение Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой (10975)
  2. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов (7495)
  3. Реферат на тему: «Заболевания, передающиеся половым путем (7468)
  4. Блокнот старшего офицера батареи наземной артиллерии (6526)
  5. Формирование ассортимента продукции предприятия Введение Актуальность темы исследования Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует (6266)
  6. Учет товаров в розничной торговле»(на примере ООО «НиК») Аннотация Настоящая дипломная работа посвящена теме: «Учет товаров в розничной торговле»(на примере (6201)
  7. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае (6111)
  8. Рынок труда: понятие, типология и структура (5458)
  9. Реферат по информатике на тему: Современные микропроцессоры (5247)
  10. Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия (4134)