https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

- 281 - РАЗДЕЛ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Категория: Курсовые, дипломные работы и рефераты Опубликовано Просмотров: 304

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 1

И ИНЫХ АСПЕКТОВ БОРЬБЫ С Н БЙ Э •И. П етров, профессор ПРОБ ЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕ НИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУНДЕНИЙ ОРГА НАМИ В НУТРЕ ННИХ ДЕЛ Анали з совре менной практики органов внутренних дел показыва­ет, что, несмотря на принимаемые меры, работа по предупреждениюпреступлений как самостоятельной функции правоохранительных органов серье зного внимания не уделя­лось. В 60-е годы начался поиск практических путей осуществления предупреждения преступлений . с изданием в 1969 году приказа МВД СССР , определившего предотвращение преступлений как основную обя­занность всех сотрудников милиции, начался процесс организационно­го обеспечения профилактической функции . В это время в ряде орга­нов внутренних дел стали выделять специальных работников, а затем со здавать отделения, группы профилактики, комплектовавши еся в ос­новном из сотрудников уголовного ро зыска.

В 1971г. насчитывалось уже более 120 горрайорганов внутренних дел, в которых были созданы подразделения профилактики, а на конец 1972Г. их число уже достигало 1300. Чаще всего подразделения про­филактики представляли собой группы из 2-3 инспекторов во главе с начальником. Тогда же (1 972г.) повсеместно начали со здаваться ка­бинеты профилактики при медицинских вытрезвителях.

В 1974 г. было принято решение о со здании профилактической службы в уголовном розыске. В эту службу были включены подразделе­ния профилактики и по борьбе с преступлениями несовершеннолетних , одновременно и з администрати вной службы в уголовный розыск переда­вались участковые инспектора милиции. Подра зделения профилактичес ­кой службы включали в себя отделы ( отделения, группы ): общей про­филактики; индивидуальной профилактики и по руководству участковы­ми инспекторами милиции; профилактики правонарушений несовершенно­летних. В ГРОВД вводились штатные должности заместителей начальни­ков ОУ по профилактике и инспекторов (старших инспекторов) профи-

лактики.

В 1978 году Приказо м МВД СССР были введены в действие Положе ­ние об основах организации профилактики преступлений органами внутренних дел . Инструкция по органи зации и ведению органами внут­ренних дел справочной картотеки лиц, совершивших правонарушения , Наставление по профилактике преступлений аппаратами уголовного ро­зыска. Во всех этих доку ментах отдельные ра зделы посвящались воп­росам органи зации и тактики предотвращения за мышляемых и подготав­ливаемых преступлений .

В этот период серье зное внимание уделялось и развитию системы субъектов профилактики по всей стране . Советы профилактики на крупных предприятиях, многочисленные общественные формирования (ДНД, общественные пункты охраны порядка, общественные ИДН, и др-) так или иначе приобщали население к решению пробл ем предупреждения преступлений , оказанию помощи милиции . Комиссии по делам несовер­шеннолетних , другие комиссии , советы профилактики , работавшие при республ иканских, областных, городских и районных органах исполни­тельной власти осуществляли координацию всей деятельности по пре­дупреждению преступлений в регионах и населенных пунктах. Важной частью этой работы была практика комплексного планирования профи­лактик и правонарушений.

В условиях жесткой централизации государственной власти и во многом принудительного порядка внедрения, данная система была дос­таточно реальной опорой на ряде направлений борьбы с преступ­ностью . Однако бюрократические подходы к составлению комплексных планов, отсутствие необходи мых средств и ресурсов для их реали за­ции, излишняя политизация и формализм в предупредительной деятель­ности не по зволили наладить эффективное функционирование данной системы .

Между тем развитие международной практики органи зации предуп ­реждения преступлений шло и идет практически тем же путем . Основ­ными принципами этой деятельности за рубежо м являются : интенсивное транснациональное сотрудничество; разработка и реали зация нацио­нальных программ предупреждения преступлений с привлечением госу­дарственных и негосударственных структур ; активное вовлечение на­селения в работу по профилактике правонарушений .

С 1971 года в ООН работает специальный Ко митет по предупреж­дению преступности и контролю над ней , который вырабатывает поли-

тику ООН в области борьбы с преступностью, ра зрабатывает целевые программы , готовит международные форумы , обобщает и распространяет опыт превентивной деятельности . Сохра няя в целом подобную страте­гию органи зации предупреждения преступлений , разные страны реали­зуют ее по-ра зному . В СШ А большой акцент делается на централи зо­ванную координацию этой работы. Здесь приняты различные националь­ные программы, в соответствии с которыми принимаются многочислен­ные профилактические программы в штатах, правоохранительных ве ­домствах - В Японии в национальном масштабе принимаются только мо­дели программ , "наполнение" которых производится на местах - Прив­лечение; населения к борьбе с преступностью в Японии осуществляется через Ассоциацию предупреждения преступлений , подразделения кото­рой функционируют от общенационального до местного уровня при каж­дом по дразделении полиции . Низовы ми звеньями Ассоциации являются пункты связи по предупреждению преступлений , которые работают в контакте с квартальными комитетами самоуправления . В сферах прои з­водства и обслуживания населения Японии также созданы аналогичные организации . Подобные и иные меры принимаются и в других странах (ФРГ, Канада, Австрия и др.).

Происходящие социально-политические и зменения в России нега­тивно сказались на существовавшей систе ме предупреждения , и в нас­тоящее время она на национальном уровне практически не существует . Правоохранительные органы остались фактически единственными ве­до мствами, в той или иной степени осуществля ющими превентивные ме ­роприятия .

Однако в сложившейся обстановке эту функцию в полном объеме они реализовать не в состоянии. Устранять причины преступлений в

Оказание эффективного индивиду-

достаточно м объеме они не могут

ального профилактического во здействия на взрослых правонарушителе й ( при отсутст вии возможности трудового, бытового и досугового уст­ройства, дефиците воспитательного воздействия со стороны трудового и бытового окружения и др. ) также проблематично. Именно поэтому общепрофилактическая работа свелась лишь к правовой пропаганде , а индивидуальная профилактика ограничена элементами контроля за су­димыми . В системе МВД надежда на участие всех по дразделений орга­нов внутренних дел в профилактике преступлений не оправдалась , по­тому что, во -первых, эта функция лишь декларативно закреплена за службами без определения соответствующих критериев ее оценки,

- 286 -

во-вторых, практически не установлено,кто должен координировать эту деятельность (возложение координирующей функции в данном нап­равлении на начальника органа практически ниче м на обеспечено).

Всестороннее и зучение органи зации и тактики предупре ждени я преступлений органа ми внутренних дел приводит к выводу о необходи­мости дифференциации подхода к вопросу о во зложении соответствую ­щих обя занностей на те или иные подразделения. Для многих служб сегодня из всех видов предупредительной деятельности приоритетным является предотвращение за мышляемых и готовящихся преступлений.

Наряду с пресечением уголовных деяний и менно это направление деятельности органов внутренних дел следует развивать наиболее ак­тивно .

В целях реального повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел в современных условиях целесо­обра зно :

1 . Разработать систему стимулирования активного участия служб и их должностных лиц в предупреждении преступлений с учетом прио ­ритетов подра зделений в работе по профилактике, предотвращению ли­бо пресечению преступлений .

2. Решить вопрос о структурной органи зации координсщионно-ке-тодического обеспечения деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

3. Дополнить систе му отчетности 'пока зателями, реально отража­ ющи ми работу служб и подразделений по предупреждению преступлений на стадии их замышления, приготовления и покушения .

4. Унифициро вать нормативные положения, регламентирующие дея­тельность служб и подразделений по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений.


Топ 10 самых популярных статей:

  1. Нарушение письменной речи (дисграфия) Введение Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой (9090)
  2. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов (5978)
  3. Реферат на тему: «Заболевания, передающиеся половым путем (5820)
  4. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае (4961)
  5. Формирование ассортимента продукции предприятия Введение Актуальность темы исследования Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует (4560)
  6. Учет товаров в розничной торговле»(на примере ООО «НиК») Аннотация Настоящая дипломная работа посвящена теме: «Учет товаров в розничной торговле»(на примере (4470)
  7. Реферат по информатике на тему: Современные микропроцессоры (3989)
  8. Блокнот старшего офицера батареи наземной артиллерии (3835)
  9. Рынок труда: понятие, типология и структура (3607)
  10. Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия (2950)