https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

- 281 - РАЗДЕЛ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Категория: Курсовые, дипломные работы и рефераты Опубликовано Просмотров: 346

Страница 1 из 1

И ИНЫХ АСПЕКТОВ БОРЬБЫ С Н БЙ Э •И. П етров, профессор ПРОБ ЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕ НИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУНДЕНИЙ ОРГА НАМИ В НУТРЕ ННИХ ДЕЛ Анали з совре менной практики органов внутренних дел показыва­ет, что, несмотря на принимаемые меры, работа по предупреждениюпреступлений как самостоятельной функции правоохранительных органов серье зного внимания не уделя­лось. В 60-е годы начался поиск практических путей осуществления предупреждения преступлений . с изданием в 1969 году приказа МВД СССР , определившего предотвращение преступлений как основную обя­занность всех сотрудников милиции, начался процесс организационно­го обеспечения профилактической функции . В это время в ряде орга­нов внутренних дел стали выделять специальных работников, а затем со здавать отделения, группы профилактики, комплектовавши еся в ос­новном из сотрудников уголовного ро зыска.

В 1971г. насчитывалось уже более 120 горрайорганов внутренних дел, в которых были созданы подразделения профилактики, а на конец 1972Г. их число уже достигало 1300. Чаще всего подразделения про­филактики представляли собой группы из 2-3 инспекторов во главе с начальником. Тогда же (1 972г.) повсеместно начали со здаваться ка­бинеты профилактики при медицинских вытрезвителях.

В 1974 г. было принято решение о со здании профилактической службы в уголовном розыске. В эту службу были включены подразделе­ния профилактики и по борьбе с преступлениями несовершеннолетних , одновременно и з администрати вной службы в уголовный розыск переда­вались участковые инспектора милиции. Подра зделения профилактичес ­кой службы включали в себя отделы ( отделения, группы ): общей про­филактики; индивидуальной профилактики и по руководству участковы­ми инспекторами милиции; профилактики правонарушений несовершенно­летних. В ГРОВД вводились штатные должности заместителей начальни­ков ОУ по профилактике и инспекторов (старших инспекторов) профи-

лактики.

В 1978 году Приказо м МВД СССР были введены в действие Положе ­ние об основах организации профилактики преступлений органами внутренних дел . Инструкция по органи зации и ведению органами внут­ренних дел справочной картотеки лиц, совершивших правонарушения , Наставление по профилактике преступлений аппаратами уголовного ро­зыска. Во всех этих доку ментах отдельные ра зделы посвящались воп­росам органи зации и тактики предотвращения за мышляемых и подготав­ливаемых преступлений .

В этот период серье зное внимание уделялось и развитию системы субъектов профилактики по всей стране . Советы профилактики на крупных предприятиях, многочисленные общественные формирования (ДНД, общественные пункты охраны порядка, общественные ИДН, и др-) так или иначе приобщали население к решению пробл ем предупреждения преступлений , оказанию помощи милиции . Комиссии по делам несовер­шеннолетних , другие комиссии , советы профилактики , работавшие при республ иканских, областных, городских и районных органах исполни­тельной власти осуществляли координацию всей деятельности по пре­дупреждению преступлений в регионах и населенных пунктах. Важной частью этой работы была практика комплексного планирования профи­лактик и правонарушений.

В условиях жесткой централизации государственной власти и во многом принудительного порядка внедрения, данная система была дос­таточно реальной опорой на ряде направлений борьбы с преступ­ностью . Однако бюрократические подходы к составлению комплексных планов, отсутствие необходи мых средств и ресурсов для их реали за­ции, излишняя политизация и формализм в предупредительной деятель­ности не по зволили наладить эффективное функционирование данной системы .

Между тем развитие международной практики органи зации предуп ­реждения преступлений шло и идет практически тем же путем . Основ­ными принципами этой деятельности за рубежо м являются : интенсивное транснациональное сотрудничество; разработка и реали зация нацио­нальных программ предупреждения преступлений с привлечением госу­дарственных и негосударственных структур ; активное вовлечение на­селения в работу по профилактике правонарушений .

С 1971 года в ООН работает специальный Ко митет по предупреж­дению преступности и контролю над ней , который вырабатывает поли-

тику ООН в области борьбы с преступностью, ра зрабатывает целевые программы , готовит международные форумы , обобщает и распространяет опыт превентивной деятельности . Сохра няя в целом подобную страте­гию органи зации предупреждения преступлений , разные страны реали­зуют ее по-ра зному . В СШ А большой акцент делается на централи зо­ванную координацию этой работы. Здесь приняты различные националь­ные программы, в соответствии с которыми принимаются многочислен­ные профилактические программы в штатах, правоохранительных ве ­домствах - В Японии в национальном масштабе принимаются только мо­дели программ , "наполнение" которых производится на местах - Прив­лечение; населения к борьбе с преступностью в Японии осуществляется через Ассоциацию предупреждения преступлений , подразделения кото­рой функционируют от общенационального до местного уровня при каж­дом по дразделении полиции . Низовы ми звеньями Ассоциации являются пункты связи по предупреждению преступлений , которые работают в контакте с квартальными комитетами самоуправления . В сферах прои з­водства и обслуживания населения Японии также созданы аналогичные организации . Подобные и иные меры принимаются и в других странах (ФРГ, Канада, Австрия и др.).

Происходящие социально-политические и зменения в России нега­тивно сказались на существовавшей систе ме предупреждения , и в нас­тоящее время она на национальном уровне практически не существует . Правоохранительные органы остались фактически единственными ве­до мствами, в той или иной степени осуществля ющими превентивные ме ­роприятия .

Однако в сложившейся обстановке эту функцию в полном объеме они реализовать не в состоянии. Устранять причины преступлений в

Оказание эффективного индивиду-

достаточно м объеме они не могут

ального профилактического во здействия на взрослых правонарушителе й ( при отсутст вии возможности трудового, бытового и досугового уст­ройства, дефиците воспитательного воздействия со стороны трудового и бытового окружения и др. ) также проблематично. Именно поэтому общепрофилактическая работа свелась лишь к правовой пропаганде , а индивидуальная профилактика ограничена элементами контроля за су­димыми . В системе МВД надежда на участие всех по дразделений орга­нов внутренних дел в профилактике преступлений не оправдалась , по­тому что, во -первых, эта функция лишь декларативно закреплена за службами без определения соответствующих критериев ее оценки,

- 286 -

во-вторых, практически не установлено,кто должен координировать эту деятельность (возложение координирующей функции в данном нап­равлении на начальника органа практически ниче м на обеспечено).

Всестороннее и зучение органи зации и тактики предупре ждени я преступлений органа ми внутренних дел приводит к выводу о необходи­мости дифференциации подхода к вопросу о во зложении соответствую ­щих обя занностей на те или иные подразделения. Для многих служб сегодня из всех видов предупредительной деятельности приоритетным является предотвращение за мышляемых и готовящихся преступлений.

Наряду с пресечением уголовных деяний и менно это направление деятельности органов внутренних дел следует развивать наиболее ак­тивно .

В целях реального повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел в современных условиях целесо­обра зно :

1 . Разработать систему стимулирования активного участия служб и их должностных лиц в предупреждении преступлений с учетом прио ­ритетов подра зделений в работе по профилактике, предотвращению ли­бо пресечению преступлений .

2. Решить вопрос о структурной органи зации координсщионно-ке-тодического обеспечения деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

3. Дополнить систе му отчетности 'пока зателями, реально отража­ ющи ми работу служб и подразделений по предупреждению преступлений на стадии их замышления, приготовления и покушения .

4. Унифициро вать нормативные положения, регламентирующие дея­тельность служб и подразделений по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений.


Топ 10 самых популярных статей:

  1. Нарушение письменной речи (дисграфия) Введение Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой (10973)
  2. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов (7491)
  3. Реферат на тему: «Заболевания, передающиеся половым путем (7462)
  4. Блокнот старшего офицера батареи наземной артиллерии (6523)
  5. Формирование ассортимента продукции предприятия Введение Актуальность темы исследования Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует (6264)
  6. Учет товаров в розничной торговле»(на примере ООО «НиК») Аннотация Настоящая дипломная работа посвящена теме: «Учет товаров в розничной торговле»(на примере (6199)
  7. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае (6109)
  8. Рынок труда: понятие, типология и структура (5456)
  9. Реферат по информатике на тему: Современные микропроцессоры (5246)
  10. Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия (4132)