https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Внедрение РИКО в Восточной Европе: предусмотрительно или безответственно?

Категория: Курсовые, дипломные работы и рефераты Опубликовано Просмотров: 653

Страница 1 из 4

Можем ли мы сегодня судить о механизмах власти и техноло­гии принятия наиболее важных решений, не осознав, что усло­вия для проц ветания коррупции не т олько не исчезли, но стали во много раз благоприятнее? Сотни миллионов рублей и миллионы долларов вращаются сейчас в криминальном мирегосударств, ранее входивших в состав СССР. Более того, из­вестно, что половина прибыли криминальных сфер уходит на взятки чиновникам всех уровней, включая и правоохранитель­ные органы. От кого же тогда, в конечном счете, зависят поли­тические решения, которые определяют наше будущее?

Освобождаясь от обломков того, что когда-то было Совет­ским Союзом, восточные европейцы ока зались в окружении орга­низо ванной преступности, государственной коррупции, экономи­ческих трудностей и п олитической нестабильности. Эти четыре аспекта тесно связаны друг с другом. Дестабилизирующее влия­ние организованной преступности и сопутствующей ей корруп­ции, по мнению некоторых авторов, поставило под угрозу пер­спективу рыночных реформ и в какой-то степени послужило об ъ­единяющим началом для тех, кто ищет возврата в прошлое.

По оценкам российского правительства, число организо­ванных криминальных группировок, действующих в пределах бывшего Советского Союза, достигает 4000. Эти восточные мафии действуют на Балканах и, возможно, в Польше, зани­маясь всеми сферами бизнеса — от автомобилей до наркоти­ков. В России увеличи вается число заказных убийств. В 1992 году их насчитывалось до 1500. По оценкам российского Ми -. нистерства иностранных дел, к 1993 году организованная пре­ступность контролировала около 40% оборота товаров и услуг. Эта статистика, естественно, не внушает особого дове­рия. Однако она демонстрирует по ме ньшей мере объектив­ную проблему, стоящую перед сторонниками перемен.

195

Одн им из многих путей реформирования, предложенных Восточной Европе в борьбе с организованной преступностью, является западный правовой механизм борьбы с рэкетом, или то, что обычно называют РИКО (RICO, Racketeer Influenced>USC >1—1968), Закон об организациях, подверженных рэкету и коррупции. Недавно один исследователь сокрушался по поводу отсутствия запад­ны х по своему стилю законов об организованной преступнос­ти, которые позволили бы российской милиции пр еследовать криминальных руководителей. Однако исследования полити ­ческой экономии и правовой истории показывают, что ис­пользование закона о преступном предпринимательстве в не­западных правовых системах либо в условиях неустойчивых рыночных отношений может привести к непредвиденным и даже катастрофическим последствиям. Обретя свободу дейст­вий, Восточная Европа должна быть осмотрительна в том, какие механизмы она станет внедрять, а Запад — рассуди­те льным в том, какие механизмы предоставлять. В этой рабо­те мы попытаемся выделить те переменные, которые влияют на применение законов о рэкете, и определить последствия введения подобного закона в бывшем Советском Союзе.

ПРИРОДА РИКО

Этот закон ознаменовал собой радикальный переворот в традиционных методах борьбы с организованной преступнос ­тью. Впервые в истории американской юриспруденции соста ­вители уголовных и гражданских статутов обратились к эконо­мическим механизмам, управляющ им организованной преступ­ностью. Вплоть до этого момента с рэкетирами име ли дело на индивидуальном уровне, от дела к делу. РИКО позволил про­водить расследования, сосредоточенные на преступном пред ­приятии и как на самостоятельной сущности и специа льно на­целенные на модели поведения, присущие рэкету. Кроме того, РИКО расширил рамки закона в ограничениях по продолжи­тельности существования криминального пред приятия. Это был новый подход к борьбе с организованной преступностью, подход, оказавший влияние на все правовое сообщество. Не­которые даже называли его атомной бомбой америка нской

196

юр испруденции. Подобная характеристика наиболее подходит сегодня, когда мы так обеспокоены распространением органи­зованной престу пности в бывшем Советск им Союзе. Мощное оружие, однако, может вызвать и сильные побочные эффекты. Только посредством соответствующих мер предосторожности и строгой системой отчетности можно предотвратить смерто­носные ошибки. Не ясно, сможет ли судопроизводство, не подкрепленное сильной экономической и политической систе­мой, безошибочно использовать власть РИКО.

Тем не менее РИКО часто вызывает те системные измене­ния, которые необходимы, когда основы политики подвержены коррупции и находятся в беспомощном состоянии. Только су­ровые санкции могу т обеспечить эффективное применение за­кона против коррумпированных профсоюзов, монополизиро­ванного рэкетом бизнеса, ворующих государственных чиновни­ков. В добавление к этому, 4ражда нс ко-правов ые санкции про­тив криминальных предприятий, уличенных в рэкете, такие, как возмещение убытков в тройном размере, лишают преступ­ление выгоды. Не приходится сомневаться в суровых последст­виях осуждения на основании РИКО, а Дрексел Бернхам, Джон Готти, Мануэль Норьега — живые тому примеры.

Нападая на криминальные предприятия и преследуя полу­ченные незаконным путем доходы, РИКО поражает само е сердце организованной преступ ности — ее доходные активы (например, рабочих, управляющих, шефов и их легальный промысел). Более того, так как РИКО обращен к системной природе организованной преступности, расследования по этому закону включают в себя расследования дел о корруп­ции. В конце концов, возможности коррумпировать, а следо­вательно, нейтрализовать закон и яв ляются теми признакам и, которые отличают организо ванную преступность от других разновид ностей преступной деятельности.

МАСШТАБЫ КОРРУПЦИИ

Пожалуй, пет вопроса, менее поддающегося концептуали­зации, чем вопрос о предполагаемых масштабах коррупции в бывшем Советском Союзе. Зачастую легко и удобно рассмат­ривать коррупцию в иной культуре, гораздо сложнее сравни-

вать ее на уровне раз ных культур. Это затруднение вызвано тем, что основная коррупция характеризуется и измеряется анекдотическими цифрами. На основании этих разрозненных случаев мы экстра полируем и строим еще большую теорию о распространенности коррупции. На самом деле, существует много доказате льств того, что американское общество (в част­ности) и капиталистические общества (в целом) наводнены коррупцией.

Однако, как подчеркивается в недавних исследованиях, даже при данном уровне коррумпированности капиталисти­ческих обществ по -прежнему существует общепринятое пред -стааление о том, что в этих системах можно добиться право­судия и справе дливости. Иными словами, принцип господств а права вызывает уважение у населения. Похоже, что в России, где приобретение таких жизненно необходимых предметов и услуг, как еда, медицинская помощь, транспорт, зачастую тре­бует дос тупа к коррумп ированным чиновникам, это не так. Тимофеев пишет, что:

...кажется, любая структура бывшею Советского Союза может рассматриваться как мафия — от КГБ до кооператив­ной фруктовой палатки.

...Практически все может стать черным рынком. Совет­ские криминологи официально заявляют, что правительствен­ные бюрократы не просят взяток, а требуют их.

Несмотря на то, что и в американском обществе существу­ет коррупция, заметно увеличивающая расходы бизнесменов, сильное преувеличение потребуется д ля того, чтобы говорить о существовании в Соединенных Штатах корру пции того же уровня и качества, что и в бывшем Советском Союзе.

По сравнению с СШ А, степень коррумпированности пред-стааляется здесь гораздо более значительной, хотя бороться с ней гораздо сложнее. Реформа требует свободы прессы и неза­висимого суда — тех двух условий, которые, похоже, отсутству­ют в бывшем Советском Союзе. Таким образом, у нас остается впечатление, что принцип гос подства права, предшественник экономических реформ, продолжает служить кувалдой в твер­дых руках номенклатурных капиталистов для выбивания дани у тех, кто рискует заниматься частным предпринимательством. Это частично объясняет, почему так много банкиров и бизне­сменов становятся жертвами так называемых «разборок», а также беспомощность властей в преследовании преступников.

198

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: МОДЕЛЬ

Тех, кто пишет о рыночной реформе в бывшем Советском Союзе, больше всего беспокоит то, что организованная пре­ступность в конечном счете отпугнет иностранные инвести­ции и сведет рыночную реформу на нет. Последствием же провала рыночной реформы, вполне вероятно, может стать возврат к тоталитарному режиму. Другие исследователи про­водят аналогии между ситуацией в Восточной Европе и пери ­одом индустриализации в Соединенных Штатах. Они делают вывод, что некоторая степень эксплуатации нового свободного рынка криминальными структурами является неотьемлемой частью восточноевропейского экономического развития. Даже фундаментальные проблемы уголовного правосудия Восточ­ной Европы в конечном итоге сводятся к экономической ре­альности: невозможно эффективно осуществлять правосудие при отсутствии средств для его финансирования.

Общим з наменателем этих взглядов является экономичес­кий рост. С целью построения модели мы приняли экономи­ческий рост за зависимую переменную, или переменную изу­чаемую. В качестве катализаторов роста выделены:

1) понижение стоимости трансакций (т.е. расходов по ве­дению бизнеса) и 2) рост капитала.

В связи с введением в действие закона о рэкете, или РИКО, воздействия эко номических катализаторов может при­обретать различные формы. Непосредственные результаты действия РИКО: РИКО успешно отслеживает просачивание в законный бизнес криминальных дельцов. Стоимость трансакций падает; появляется больше средств для законных инвестиций

РИКО успешно отслеживает действующих лиц заведомо криминальных рынков (наркотиков, проституции и т.д.). Сто­имость трансакций понижается. Меньше средств уходит в те­невую экономику.

Потенциальные непредусмотренные результаты действия РИКО:

РИКО используется против законопослушных предприни­мателей законного или ста новящегося законным рынка. Стои-

мость тра нсакций увеличивается. Законные бизнесмены вы­нужде ны теперь расширять свои ресурсы (т.е. взятки и т.д.), чтобы защитить себя от намеренного и предвзятого прес ледо ­вания.

В нашей модели выделяются две определяющие контекс-туальные переменные. Первая — это то, что воспринимается в бывших комму нистических странах как серая сфера рынка, формирова ние у части руководства и «руководимых» ложных представлений о том, что есть «черный рынок» и противо­правное экономическое поведение. Чем больше серая сфера, тем вероятнее преобладание ущербных экономических пос­ледствий. Так что если свобода действий власти не ограниче­на должным образом, вероятность злоупотреблений возраста­ет.

Второй важной контекстуальной переменной является на­циональная правовая система. Историческая форма исполни­тельной власти, правовая культура и религиозные традиции и грают решающую роль в определении совреме нного воспри­ятия/концептуализации права в любой рассматриваемой стра­не. Эта правовая система определит качество и рамки приме­нения закона. Обычно, чем слабее правовая традиция, тем более бесконтрольна исполнительная власть. В таких услови­ях использование РИКО, скорее всего, будет связано с адми­нистративным произволом и потому приводить к увеличению стоимости трансакций.

ИЗУЧАЕМАЯ ПЕРЕМЕНН АЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. СТОИМОСТЬ ТРАНСАКЦИЙ

Правовая система, охотнее всего подстегиваю щая эконо­мический рост, — это система предсказуемая, основанная на частноправовых традициях уваже ния прав собственности. А п­р иорное оправдание такой системы исходит из микроэконо­мики. В системе, дискреционной по своей природе и не пред­сказуемой механистически, повы шается риск судебно-ираво-вых санкций, принятых «по усмотре нию», а следовательно, увеличивается стоим ость ведения бизнеса — стоимость тра нс­ак ций. При такой системе, например, увеличение трансакци-оппой стоимости (за счет взяток и прочего) приводит к по­вышению цен на товары сверх меры. В такой ситуации кри-

200

вая производственных возможност ей сдв ига лся внутрь, пока­зывая сокращение общею эконом ического продукта. В каж­дой своей точке кривая производственных возможностей по­казывает различные комбинации товаров, которые экономика может производить при полной отдаче. Экономика с предска­зуемой правовой системой повышает общее возможное произ­водство (обратный сдвиг кривой производственных возмож­ностей), смягчая риск непредвиденно большой стоимости.

Топ 10 самых популярных статей:

  1. Нарушение письменной речи (дисграфия) Введение Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой (10973)
  2. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов (7491)
  3. Реферат на тему: «Заболевания, передающиеся половым путем (7462)
  4. Блокнот старшего офицера батареи наземной артиллерии (6523)
  5. Формирование ассортимента продукции предприятия Введение Актуальность темы исследования Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует (6264)
  6. Учет товаров в розничной торговле»(на примере ООО «НиК») Аннотация Настоящая дипломная работа посвящена теме: «Учет товаров в розничной торговле»(на примере (6199)
  7. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае (6109)
  8. Рынок труда: понятие, типология и структура (5456)
  9. Реферат по информатике на тему: Современные микропроцессоры (5246)
  10. Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия (4132)