https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

МИХАЙЛОВ В. И ., кандидат юридических наук Правомерный вред и некоторые вопросы нормативного регулирования оперативно-розыскных мероприятий

Категория: Курсовые, дипломные работы и рефераты Опубликовано Просмотров: 568

Страница 1 из 3

Уровень и состоя ние современной преступности требует в целях борьбы с ней широкого использования специальных оперативно-розыскных мер. К числу последних относятся и такие острые оперативные мероприятия, как внедрение и контролируемая поставка. Такого рода мероприятия прово­дятся всемиспецслужбами мира. Росс ийские спецслужбы не исключение. Практика показывает, что умелое применение этих закрепленных в федеральном Законе Российской Феде­ра ции «Об оперативно-розыскной деятельности» мероприя­тий дает положительный результат. Так, в рамках проведения операции «контролируемая поставка» органами безопасности России совместно с ГТК России и правоохранительными ор­ганами Германии пресечена преступная деятельность между­народ ной наркоструктуры, осуществлявшей крупномасштаб­ные контрабандные поставки наркотиков из Нигерии в Ни­дерланды с использованием территории России. Изъято около двух с половиной тонн марихуаны на сумму, по ценам «черного рынка», около шести с половиной миллионов до л­ларов США. В ходе операции задержаны два гра жданина России, один гражданин Белорусии и один подданный Ни-дерландов.

В другом случае, после получения оперативной информа­ции от таможенной службы Великобритании о том, что на следующий день в Москву из Рио-де-Жанейро прибудет граж­данка, подозреваемая в контрабанде кокаина, сотрудники Ше­реметьевской тамож ни уста новили, что она следует в Буда­пешт. ГТК России вошел в контакт с правоохранительными органами Венгрии и принял решение о проведении контроли­руемой поставки. В результате этого в Будапеште подозревае-

175

мая была задержа на, а в тайнике, оборудованном в ее сумке, обнаружено и изъято 4,3 кг кокаина. В ходе ко нтро ля багажа, прибывшего из И ндии, проводимого сотрудниками Шереме­тьевской таможни, в тайниках обнаружили около 2 кг гаши­ша. В ходе проведенных оперативных мероприятий было ус­танов лено, что указанный багаж принадлежит гражданину Ав­стрии, следующему транзитом из Индии через Москву в Шве­цию. В р езультате проведения контролируемой поставки во взаимодействии с правоохранительными органами Швеции был задержан в Сток гольме гражданин Австрии, причастный к контрабанде наркотиков. Сотруд никами Самарской тамож­ни в ме ждунаро дном почтовом отправлении была обнаружена марихуана. В ходе проведения контролируемой поставки, во взаимодействии с органами ФСБ России, на основании согла­шения о международном сотрудничестве, за пределами России были арестова ны два гражданина Узбекистана.

Во взаимодействии с СНБ Республики Узбекистан выя вле­на и пресечена противоправная деятельность группы лиц, з &-нимавшихся контрабандным ввозом в Россию из Киргизии через Узбекистан крупных партий наркотиков. В ходе опера­ции изъято 90 к г опия, задержано и привлечено к уголовной ответственности 7 участников группировки. Имеются и другие успешно завершенные совместные операции.

Приведенные примеры операций контр олируем ой п остав­ки, наряду с внедрением, — одно из эффективных оператив­ных мероприятий, возможных, естественно, при соответству­ющем уровне оперативной подготовки ее осуществляющих ра­ботников.

Основные положения контролируемой поставки как мето­да выявления лиц, участвующих в незаконном обороте нарко­тических средств, определены в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психо-тропных средств» 1988 г. В ряде других международно-право­вых актов, регулирующих взаимодействие государств по борь­бе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода в целях пресечения не только незаконного обо­рота наркотиков, но и оружия, культурных цен ностей.

Примером межправительственного соглашения, регулиру­ющего проведение контролируемой поставки на территории нескольких государств, может служить, в частности, Согла­шение между Правительством Российской Федерации и Пра-

176

вительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борь­бе с преступностью, подписанное в Ташкенте 27 июля 1995 г. Статья 8 соглашения посвящена контролируемой поставке. В ней определено, что каждая из сторон принимает в рамках зако нодательства своих государств и своих возможностей не­обходимые меры, предусматривающие над лежащее исп ользо­вание метода контролируемой поставки запрещенных к обо­роту предметов и веществ на основе взаимоприемлемых дого­воренностей. Они включают соглашения и договоренности с любой третьей стороной с целью выявления лиц, участвую­щих в незаконном обороте предметов и веществ, и их уго­ловного преследования. Решения об использовании метода контролируемой поставки принимаются компетентными орга­нами обеих сторон в каждом отдельном случае с должным учетом риска для общественной безопасности и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности и вза­имопонимание в отношении юрисдикции, достигнутые сторо­нами.

Практическая реализация положений о контролируемой поставке должна осуществ ляться в соответствии с националь ­ным законодательством. Российская нормативная база по этому вопросу сводится к положениям пункта ]3 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деят ель­ности» и главы 37 Таможенного кодекса Российской Федера­ции (ТК России).

Такое оперативное мероприятие, как «внедрение», закреп­лено не т олько в законе «Об оперативно-розыскной деятель­ности», но и в законах, определяющих деятельность сотруд­ников конкретных ведомств: «О федеральных органах налого ­вой полиции» и «Об органах федеральной службы безопас­ности в Российской Федерации».

При этом необходимо учитывать, что лица, осуществляю­щие эти оперативно-розыскные меро приятия, совершают дей­ствия, не только имеющие все признаки деяний, содержащих­ся в Особенной части Уголо вного кодекса, но и реально при­чиняющие вред кон кретным интересам общества, государ­ства и личности, К такому выводу приводит в том числе и специально оговоренные в законе условия их проведе ния. Но законодатель признал причинение такого вреда правомер­ным. В основе такого решения лежит понимание невозмож­ности во всех случаях иными, безвредными способами вести

борьбу с преступностью в современных условиях. При этом необходимо уч итывать, что на формирование такого подхода влияет ряд факторов. Во -первых, признание того, что нормой, хотя и не всегда выполнимой, признается безвредное разреше­ние социальных проблем. Во-вторых , нанесение ущ ерба рас­сматривается как вынужденная в социальном плане мера, как отклонение, позволяющее обеспечить сохранность более важ ­ных общественных интересов: жизни, здоровья, чести, имуще­ства, порядка у пра вления, эффективности развития новых, перспективных направлений во всех отраслях хозяйствования и прочее. В-третьих, необходимость причинения ущерба одним каким-то социально зна чимым благам в целях спасения друг их диктуется невозможностью в конкретных обществен­ных условиях разрешать различные по социальной значимос­ти задачи иным образом. И в таком смысле признание вреда правомерным является приснособительной реакцией общества на у грозу его безопасности со стороны преступности (1). В-четвертых, для каждого из закре пле нных случаев правомер­ного вреда законом же определяется минимально допустимый предел причинения вреда. Так, закрепление в п. «б» ст. 64 УК РСФС такого частного случая проявления правомерного вреда, как освобождение от уголовной ответственности лица, в действиях которого имеется оконченный состав преступле­ния — измена Родине в форме оказания иностранному госу­дарству помощи в проведении враждебной деятельности, обу­слов лено лишь таким ущербом, который проистекает только из самого факта согласия на сотрудничество с иностранной разведкой.

В ряде работ нанесение ущерба в таких ситуациях право­мерного вреда, как обстоятельства, исключающие преступ­ность деяния, считают общественно полезным, устраняющим социальную безопасность (2). Так, В. Разгильдяев предлагает относить причине ни е вреда при необхо димой обороне, в слу­чае крайней необходимости и при задержании лица, совер­шившего или совершающего преступление, к общественно полезному и даже материально вознаграждаемому повеле­нию (3).

Но такая социально-юрид ическая оценка да Rh^~^uv'^^^•" """--

_^,. ^.., ^^ял оценка причиняемо го вреда вызывает возражение. Не может быть признано общест­венно полезным и тем более материально вознаграждаемым лишение жизни другого человека, даже если он сам угрожал

смертью другим. Признать такое положение — значит отверг­нуть идею, согласно которой жизнь человека есть высшая ценность, а личность, ее материальные интересы, права и сво­боды в системе ценностей, защищаемых законом, являются главенствующими. Кроме того, в некоторых ситуациях вред причиняется, как правило, лицам, не имеющим отношения к их возникновению.

Теория уголовного нрава ис ходит из того, что вредность определенного поведения для социума, нанесение или реаль­ная угроза нанесения ущерба господствующему в нем порядку отношений выражается в общественной опасности (4), но не сводится к ней. В уголовном праве общественная опасность рассматривается как объективн ый, т. е. существующий неза­висимо от bcuih законодателя , признак (5). Деяние является общественно опасным не потому, что запрещено законом, а, н аоборот, запрещено законом потому, что общественно опас­но. Поэтому суть общественной опасности следует искать не в уголовном законе, а в социальной действительности. Ее на­личие в реальной жизни вовсе не зависит от того, причинен ли вред обществу осознан ными действиями человека, стихий­ными силами природы или действиями невменяемого ли ­ца (6).

Сущность конкретного прояв ления общественной опас нос­ти сводится к нарушению порядка нормально функционирую­щего отдельного общественного отношения (7). Обществен­ное отношение всегда есть целостная сист ема с присущими ей как единству свойствами, не сводящимися к свойствам входя­щих в нее элементов. Структура общественного отношения имманентно включает в себя субъектов (носителей от ноше­ний), предмет (то, по поводу чего возникло отношение) и само отнош ение. Любое существенное изменение, относящее­ся к каждой из составных частей, меняет свойство либо раз­рушает всю систему как целостность (8). Отношение может быть разрушено путем оказания воздействия на субъектов от­ношения; на предмет, по поводу которого или в связи с кото­рым возникла социальная связь; а также и на само отноше­ние. Уничтожение одного из элеме нтов отношения влечет ликвидацию и всего целого (9).

Общественно вред ным является не только фактическое, реа льное повреждение отнош ения, но и угроза такового (10). Это также влечет нарушение закрепленного порядка развития

общественного отношения (II), приводит к сбою в производ­ственной, политической и социальной жизни людей. Что, без ­условно, и представляет собой вред.

Вредность — это качество, объективно присущее отдель­ным деяниям вне зависимости от отношения к ним законода­те ля . Такие действия становятся преступлениями только после установления юридического запрета на их совершение, приоб­ретая при этом свойство противоправности. Под нею понима­ется выражение общественной опасности деяния, взятого в целом, в конкретной обстановке (12).

Общество запрещает совершение только тех вредных для него действий, которые поддаются (доступны) воздействию со стороны государства, которые обла дают достаточной массо­востью, социальной значимостью и типичностью своего пове­дения (13). Реальная возможность запрета определяется и тем, что сферы отношений, которые подвластны уголовно-право­вому воздействию в конкретной социальной ситуации, могут оказаться за пределами регулятивных возможностей уг оловно­го закона (14).

Нормы соответствующих законодате льных актов о контро­лируемой поставке и внедрении охватывают и ситуации, в ко­торых грозящую правоохраняемым ценностям о пасность можно устранить только осоз нанным нанесением ущерба дру­гим благам, то есть путем совершения виновных и обществен­но опасных деяний (в юридическом значении этих понятий). Но действия, совершенные в таких случаях, не могут быть признаны преступными прежде всего в силу объективных свойств и необходимости спасения социально более значимых благ, сохранить которые иначе , как причинив вред другим ценностям, нельзя. Право, имея дело с ч еловеческими общест ­венными отношениями, должно адекватно отражать социа ль­ные представления людей (15). Понимание этого и его отра­жение в законе делает последний адекватным общественному представ лению о зле и обязательности наказания.

Топ 10 самых популярных статей:

  1. Нарушение письменной речи (дисграфия) Введение Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой (10975)
  2. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов (7495)
  3. Реферат на тему: «Заболевания, передающиеся половым путем (7468)
  4. Блокнот старшего офицера батареи наземной артиллерии (6526)
  5. Формирование ассортимента продукции предприятия Введение Актуальность темы исследования Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует (6266)
  6. Учет товаров в розничной торговле»(на примере ООО «НиК») Аннотация Настоящая дипломная работа посвящена теме: «Учет товаров в розничной торговле»(на примере (6201)
  7. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае (6111)
  8. Рынок труда: понятие, типология и структура (5458)
  9. Реферат по информатике на тему: Современные микропроцессоры (5247)
  10. Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия (4134)