https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

МИХАЙЛОВ В. И ., кандидат юридических наук Правомерный вред и некоторые вопросы нормативного регулирования оперативно-розыскных мероприятий

Категория: Курсовые, дипломные работы и рефераты Опубликовано Просмотров: 466

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 3

Уровень и состоя ние современной преступности требует в целях борьбы с ней широкого использования специальных оперативно-розыскных мер. К числу последних относятся и такие острые оперативные мероприятия, как внедрение и контролируемая поставка. Такого рода мероприятия прово­дятся всемиспецслужбами мира. Росс ийские спецслужбы не исключение. Практика показывает, что умелое применение этих закрепленных в федеральном Законе Российской Феде­ра ции «Об оперативно-розыскной деятельности» мероприя­тий дает положительный результат. Так, в рамках проведения операции «контролируемая поставка» органами безопасности России совместно с ГТК России и правоохранительными ор­ганами Германии пресечена преступная деятельность между­народ ной наркоструктуры, осуществлявшей крупномасштаб­ные контрабандные поставки наркотиков из Нигерии в Ни­дерланды с использованием территории России. Изъято около двух с половиной тонн марихуаны на сумму, по ценам «черного рынка», около шести с половиной миллионов до л­ларов США. В ходе операции задержаны два гра жданина России, один гражданин Белорусии и один подданный Ни-дерландов.

В другом случае, после получения оперативной информа­ции от таможенной службы Великобритании о том, что на следующий день в Москву из Рио-де-Жанейро прибудет граж­данка, подозреваемая в контрабанде кокаина, сотрудники Ше­реметьевской тамож ни уста новили, что она следует в Буда­пешт. ГТК России вошел в контакт с правоохранительными органами Венгрии и принял решение о проведении контроли­руемой поставки. В результате этого в Будапеште подозревае-

175

мая была задержа на, а в тайнике, оборудованном в ее сумке, обнаружено и изъято 4,3 кг кокаина. В ходе ко нтро ля багажа, прибывшего из И ндии, проводимого сотрудниками Шереме­тьевской таможни, в тайниках обнаружили около 2 кг гаши­ша. В ходе проведенных оперативных мероприятий было ус­танов лено, что указанный багаж принадлежит гражданину Ав­стрии, следующему транзитом из Индии через Москву в Шве­цию. В р езультате проведения контролируемой поставки во взаимодействии с правоохранительными органами Швеции был задержан в Сток гольме гражданин Австрии, причастный к контрабанде наркотиков. Сотруд никами Самарской тамож­ни в ме ждунаро дном почтовом отправлении была обнаружена марихуана. В ходе проведения контролируемой поставки, во взаимодействии с органами ФСБ России, на основании согла­шения о международном сотрудничестве, за пределами России были арестова ны два гражданина Узбекистана.

Во взаимодействии с СНБ Республики Узбекистан выя вле­на и пресечена противоправная деятельность группы лиц, з &-нимавшихся контрабандным ввозом в Россию из Киргизии через Узбекистан крупных партий наркотиков. В ходе опера­ции изъято 90 к г опия, задержано и привлечено к уголовной ответственности 7 участников группировки. Имеются и другие успешно завершенные совместные операции.

Приведенные примеры операций контр олируем ой п остав­ки, наряду с внедрением, — одно из эффективных оператив­ных мероприятий, возможных, естественно, при соответству­ющем уровне оперативной подготовки ее осуществляющих ра­ботников.

Основные положения контролируемой поставки как мето­да выявления лиц, участвующих в незаконном обороте нарко­тических средств, определены в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психо-тропных средств» 1988 г. В ряде других международно-право­вых актов, регулирующих взаимодействие государств по борь­бе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода в целях пресечения не только незаконного обо­рота наркотиков, но и оружия, культурных цен ностей.

Примером межправительственного соглашения, регулиру­ющего проведение контролируемой поставки на территории нескольких государств, может служить, в частности, Согла­шение между Правительством Российской Федерации и Пра-

176

вительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борь­бе с преступностью, подписанное в Ташкенте 27 июля 1995 г. Статья 8 соглашения посвящена контролируемой поставке. В ней определено, что каждая из сторон принимает в рамках зако нодательства своих государств и своих возможностей не­обходимые меры, предусматривающие над лежащее исп ользо­вание метода контролируемой поставки запрещенных к обо­роту предметов и веществ на основе взаимоприемлемых дого­воренностей. Они включают соглашения и договоренности с любой третьей стороной с целью выявления лиц, участвую­щих в незаконном обороте предметов и веществ, и их уго­ловного преследования. Решения об использовании метода контролируемой поставки принимаются компетентными орга­нами обеих сторон в каждом отдельном случае с должным учетом риска для общественной безопасности и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности и вза­имопонимание в отношении юрисдикции, достигнутые сторо­нами.

Практическая реализация положений о контролируемой поставке должна осуществ ляться в соответствии с националь ­ным законодательством. Российская нормативная база по этому вопросу сводится к положениям пункта ]3 ст. 6 Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деят ель­ности» и главы 37 Таможенного кодекса Российской Федера­ции (ТК России).

Такое оперативное мероприятие, как «внедрение», закреп­лено не т олько в законе «Об оперативно-розыскной деятель­ности», но и в законах, определяющих деятельность сотруд­ников конкретных ведомств: «О федеральных органах налого ­вой полиции» и «Об органах федеральной службы безопас­ности в Российской Федерации».

При этом необходимо учитывать, что лица, осуществляю­щие эти оперативно-розыскные меро приятия, совершают дей­ствия, не только имеющие все признаки деяний, содержащих­ся в Особенной части Уголо вного кодекса, но и реально при­чиняющие вред кон кретным интересам общества, государ­ства и личности, К такому выводу приводит в том числе и специально оговоренные в законе условия их проведе ния. Но законодатель признал причинение такого вреда правомер­ным. В основе такого решения лежит понимание невозмож­ности во всех случаях иными, безвредными способами вести

борьбу с преступностью в современных условиях. При этом необходимо уч итывать, что на формирование такого подхода влияет ряд факторов. Во -первых, признание того, что нормой, хотя и не всегда выполнимой, признается безвредное разреше­ние социальных проблем. Во-вторых , нанесение ущ ерба рас­сматривается как вынужденная в социальном плане мера, как отклонение, позволяющее обеспечить сохранность более важ ­ных общественных интересов: жизни, здоровья, чести, имуще­ства, порядка у пра вления, эффективности развития новых, перспективных направлений во всех отраслях хозяйствования и прочее. В-третьих, необходимость причинения ущерба одним каким-то социально зна чимым благам в целях спасения друг их диктуется невозможностью в конкретных обществен­ных условиях разрешать различные по социальной значимос­ти задачи иным образом. И в таком смысле признание вреда правомерным является приснособительной реакцией общества на у грозу его безопасности со стороны преступности (1). В-четвертых, для каждого из закре пле нных случаев правомер­ного вреда законом же определяется минимально допустимый предел причинения вреда. Так, закрепление в п. «б» ст. 64 УК РСФС такого частного случая проявления правомерного вреда, как освобождение от уголовной ответственности лица, в действиях которого имеется оконченный состав преступле­ния — измена Родине в форме оказания иностранному госу­дарству помощи в проведении враждебной деятельности, обу­слов лено лишь таким ущербом, который проистекает только из самого факта согласия на сотрудничество с иностранной разведкой.

В ряде работ нанесение ущерба в таких ситуациях право­мерного вреда, как обстоятельства, исключающие преступ­ность деяния, считают общественно полезным, устраняющим социальную безопасность (2). Так, В. Разгильдяев предлагает относить причине ни е вреда при необхо димой обороне, в слу­чае крайней необходимости и при задержании лица, совер­шившего или совершающего преступление, к общественно полезному и даже материально вознаграждаемому повеле­нию (3).

Но такая социально-юрид ическая оценка да Rh^~^uv'^^^•" """--

_^,. ^.., ^^ял оценка причиняемо го вреда вызывает возражение. Не может быть признано общест­венно полезным и тем более материально вознаграждаемым лишение жизни другого человека, даже если он сам угрожал

смертью другим. Признать такое положение — значит отверг­нуть идею, согласно которой жизнь человека есть высшая ценность, а личность, ее материальные интересы, права и сво­боды в системе ценностей, защищаемых законом, являются главенствующими. Кроме того, в некоторых ситуациях вред причиняется, как правило, лицам, не имеющим отношения к их возникновению.

Теория уголовного нрава ис ходит из того, что вредность определенного поведения для социума, нанесение или реаль­ная угроза нанесения ущерба господствующему в нем порядку отношений выражается в общественной опасности (4), но не сводится к ней. В уголовном праве общественная опасность рассматривается как объективн ый, т. е. существующий неза­висимо от bcuih законодателя , признак (5). Деяние является общественно опасным не потому, что запрещено законом, а, н аоборот, запрещено законом потому, что общественно опас­но. Поэтому суть общественной опасности следует искать не в уголовном законе, а в социальной действительности. Ее на­личие в реальной жизни вовсе не зависит от того, причинен ли вред обществу осознан ными действиями человека, стихий­ными силами природы или действиями невменяемого ли ­ца (6).

Сущность конкретного прояв ления общественной опас нос­ти сводится к нарушению порядка нормально функционирую­щего отдельного общественного отношения (7). Обществен­ное отношение всегда есть целостная сист ема с присущими ей как единству свойствами, не сводящимися к свойствам входя­щих в нее элементов. Структура общественного отношения имманентно включает в себя субъектов (носителей от ноше­ний), предмет (то, по поводу чего возникло отношение) и само отнош ение. Любое существенное изменение, относящее­ся к каждой из составных частей, меняет свойство либо раз­рушает всю систему как целостность (8). Отношение может быть разрушено путем оказания воздействия на субъектов от­ношения; на предмет, по поводу которого или в связи с кото­рым возникла социальная связь; а также и на само отноше­ние. Уничтожение одного из элеме нтов отношения влечет ликвидацию и всего целого (9).

Общественно вред ным является не только фактическое, реа льное повреждение отнош ения, но и угроза такового (10). Это также влечет нарушение закрепленного порядка развития

общественного отношения (II), приводит к сбою в производ­ственной, политической и социальной жизни людей. Что, без ­условно, и представляет собой вред.

Вредность — это качество, объективно присущее отдель­ным деяниям вне зависимости от отношения к ним законода­те ля . Такие действия становятся преступлениями только после установления юридического запрета на их совершение, приоб­ретая при этом свойство противоправности. Под нею понима­ется выражение общественной опасности деяния, взятого в целом, в конкретной обстановке (12).

Общество запрещает совершение только тех вредных для него действий, которые поддаются (доступны) воздействию со стороны государства, которые обла дают достаточной массо­востью, социальной значимостью и типичностью своего пове­дения (13). Реальная возможность запрета определяется и тем, что сферы отношений, которые подвластны уголовно-право­вому воздействию в конкретной социальной ситуации, могут оказаться за пределами регулятивных возможностей уг оловно­го закона (14).

Нормы соответствующих законодате льных актов о контро­лируемой поставке и внедрении охватывают и ситуации, в ко­торых грозящую правоохраняемым ценностям о пасность можно устранить только осоз нанным нанесением ущерба дру­гим благам, то есть путем совершения виновных и обществен­но опасных деяний (в юридическом значении этих понятий). Но действия, совершенные в таких случаях, не могут быть признаны преступными прежде всего в силу объективных свойств и необходимости спасения социально более значимых благ, сохранить которые иначе , как причинив вред другим ценностям, нельзя. Право, имея дело с ч еловеческими общест ­венными отношениями, должно адекватно отражать социа ль­ные представления людей (15). Понимание этого и его отра­жение в законе делает последний адекватным общественному представ лению о зле и обязательности наказания.

Топ 10 самых популярных статей:

  1. Нарушение письменной речи (дисграфия) Введение Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой (9071)
  2. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов (5973)
  3. Реферат на тему: «Заболевания, передающиеся половым путем (5801)
  4. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае (4949)
  5. Формирование ассортимента продукции предприятия Введение Актуальность темы исследования Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует (4532)
  6. Учет товаров в розничной торговле»(на примере ООО «НиК») Аннотация Настоящая дипломная работа посвящена теме: «Учет товаров в розничной торговле»(на примере (4457)
  7. Реферат по информатике на тему: Современные микропроцессоры (3978)
  8. Блокнот старшего офицера батареи наземной артиллерии (3805)
  9. Рынок труда: понятие, типология и структура (3602)
  10. Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия (2941)