https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

национальная академия государственной налоговой службы україни

Категория: Диссертации Опубликовано Просмотров: 5653

Страница 1 из 43

научно-исследовательский институт финансового права На правах рукописи Музыка Оксана Анатолиевна Удк 336.2 Правовая регуляция неналоговых доходов местных бюджетов Украины Специальность12.00.07 – теория управления; административное право

и процесс; финансовое право; информационное право



Д и с е р т а ц и я

на получение научной степени

кандидата юридических наук




Научный руководитель –

Воронова Лидия Константиновна

доктор юридических наук, профессор

академик Академии правовых наук Украины



Киев – 2005з

м и с т


Вступление ................................................................................................................................. 3

Раздел И Доходы местных бюджетов: финансово-правовая доктрина и проблемы законодательства Украины

1.1. Понятие „доходи местных бюджетов” и его соотношения со смежными бюджетно-правовыми категоріями........................................................................................... 12

1.2. Доходы местных бюджетов в финансово-правовом институте доходов ........... 23

1.3. Классификация доходов местных бюджетов: законодательство и наука финансового права ....................................................................................................................... 50

Выводы к разделу ......................................................................................................... 73

Раздел ІІ закрепленные и Собственные неналоговые доходы местных бюджетов Украины

2.1. Нормативно-правовая регуляция закрепленных неналоговых доходов местных бюджетов ...................................................................................................................75

2.2. Нормативно-правовая регуляция собственных неналоговых доходов местных бюджетов ....................................................................................................................................... 90

2.3. Природноресурсови платежи в системе неналоговых доходов местных бюджетов ................................................................................................................................. 119

Выводы к разделу ....................................................................................................... 143

Раздел ІІІ Межбюджетные трансферты как вид регулирующих неналоговых доходов местных бюджетов Украины

3.1. Нормативно-правовая регуляция межбюджетных отношений и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам Украины ............................................................. 145

3.2. Правовые основы предоставления дотаций, субвенций и субсидий местным бюджетам Украины .................................................................................................................................... 161

Выводы к разделу ....................................................................................................... 195

Висновки................................................................................................................. 196

Список использованных источников ............................................................... 201

Дополнения ....................................................................................................................... 235

вступление

Актуальность темы исследования. Среди финансовых правоотношений между государством и органами местного самоуправления важное место занимают отношения относительно формирования доходной части местных бюджетов.

Финансовой основой местного самоуправления являются именно доходы местных бюджетов. Положительно воспринимается тот факт, что последние в Украине имеют тенденцию к ежегодному росту. Да, по данным Министерства финансов Украины и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета (состоянием на 1 ноября 2003 и 2004 гг.) среди неналоговых доходов бюджетов АРК, областей, городов Киева и Севастополя (в соответствии с бюджетной классификацией) весомое место занимают административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи (257345977 грн. и 351386506 грн.), дальше стоит выделить: собственные поступления бюджетных учреждений (1466624044 грн. и 1703562361 грн. соответственно); доходы от собственности и предпринимательской деятельности (75308145 грн. и 112872351 грн.); поступление от штрафов и финансовых санкций (18248277 грн. и 18207974 грн.). Доходы от операций с капиталом в 2004 г. выросли почти в 1,6 раз, в сравнении с 2003 г. и составляют 1235534463 грн. и 791505939 грн. соответственно. Относительно регулирующих неналоговых доходов местных бюджетов (в частности, дотаций и субвенций) следует заметить, что, если в 2003 г. поступления от них составляли 9484672413 грн., то в 2004 г. эта цифра увеличилась почти на 3,5 млрд. грн. (при этом дотации поступили в размере 5324649584 грн. и 7333289895,49 грн. соответственно, а субвенции - 4131105923 грн. и 5801901674 грн.).

При этом фактическое увеличение поступлений в местные бюджеты требует как практического, так и научного исследования и обоснования. Проблемы доходов местных бюджетов в юридической литературе всесторонне не проанализированы, целый ряд вопросов остаются нераскрытыми или спорными. Нуждаются в глубоком изучении доктринальные положения относительно места института бюджетных доходов в системе финансового права; существует необходимость согласования и совершенствования терминологического аппарата, который должен использоваться при формулировке соответствующих финансово-правовых норм; в науке финансового права неоднозначно освещаются проблемы деления доходов на собственные, закрепленные и регулирующие доходы, а также критерии разграничения доходов на налоговые и неналоговые; нуждается в исследовании финансово-правовой аспект понятия межбюджетных отношений и сферы существования такого вида регулирующих доходов, как межбюджетные трансферты; должным образом не проанализированные вопросы относительно финансового выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов и тому подобное. Все это в своей совокупности предопределяет актуальность диссертационного исследования.

Проблема обеспечения соответствующих органов власти и населения достаточными финансовыми ресурсами приобретает незаурядное практическое и теоретическое значение. Это связано в первую очередь с ратификацией Европейской хартии местного самоуправления, вступлением нашего государства в Совет Европы, децентрализацией власти в Украине, а также с реформированием финансовой системы Украины в целом и бюджетной системы в частности. Вопросы правовой регуляции доходов местных бюджетов Украины приобрели незаурядное значение в связи с принятием в 2001 г. Бюджетного кодекса Украины (дальше – БК Украины), Закона Украины „Про межбюджетные отношения между районным бюджетом и бюджетами территориальных обществ сел, поселков, городов и их об’єднань” от 1 июля 2004 г. и разработкой проекта Налогового кодекса Украины.

Теоретическим підґрунтям исследование есть научные достижения, в частности, таких отечественных и зарубежных юристов ученых, как С.с. алексеев, В.и. андрейцев, Д.а. бекерска, В.в. бесчеревних, Л.к. воронова, Н.в. воротина, О.м. горбунова, О.ю. грачева, К.г. грищенко, І.Б. Заверуха, О.б. заверуха, Н.к. исаева, С.т. кадькаленко, М.в. карасьова, Т.в. конюхова, Ю.о. крохина, М.н. кузьмина, М.п. кучерявенко, І.Г. Кутафіна, О.о. майданник, А.а. нечай, Ю.а. ровинский, О.п. орлюк, П.с. пацуркивский, О.г. пауль, Н.ю. пришва, М.и. пискотин, Л.а. савченко, А.о. селиванов, А.д. селюков, Н.в. сидорова, І.А. Сікорська, Н.и. химичева, А.и. худяков, С.д. ципкин, В.а. шаврин.

При исследовании вопросов формирования местных бюджетов были использованные труды современных ученых-экономистов О.д. василика, В.п. вишневского, О.п. кириленко, В.и. кравченко, М.и. кульчицкого, П.в. мельника, Л.л. осипчук, М.в. романовского, М.п. хохлова, Н.а. ширкевич; изученное творческое наследство таких финансистов ученых ХІХ – начала ХХ ст., как Е. Берндтс, Г. Болдирев, П. Гензель, С. Іловайський, П. Кованько, А. Котляревский, В. Лебедев, Г. Митилино, И. Озеров, И. Патлаевский, Ф. Сиромолотов, Г. Сиринов, Г. Соболев, Г. Сперанский, В. Твердохлебов, Г. Тиктин, Г. Тургенев, І. Янжул и другие.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация связана с темой Научно-исследовательского института финансового права „Розробка нормативно-правовых принципов исправления платежей за пользование надро-земельными ресурсами” (номер государственной регистрации – 0103V005476).

Цель и задание исследования. Главная цель труда – комплексная разработка концептуальных финансово-бюджетных проблем, связанных с поступлением неналоговых доходов в местные бюджеты Украины, и формирования на этой основе предложений относительно последующего совершенствования отечественного законодательства в отмеченной сфере.

В соответствии с поставленной целью очерченные такие основные задания диссертационного исследования: обнаружить и актуализировать проблемные вопросы финансово-правового института бюджетных доходов; выяснить понятия и характерные черты доходов местных бюджетов; исследовать классификацию доходов местных бюджетов; определить правовую природу неналоговых доходов местных бюджетов; проанализировать состояние нормативно-правовой регуляции собственных, закрепленных и регулирующих неналоговых доходов местных бюджетов Украины; выучить зарубежный опыт правовой регуляции отдельных неналоговых доходов местных бюджетов.

Объект исследования – общественные отношения в сфере правовой регуляции неналоговых доходов местных бюджетов Украины.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, которые регулируют общественные отношения в сфере неналоговых доходов местных бюджетов Украины, акты зарубежного законодательства, практика их применения.

Автором использованы такие методы исследования: историко-правовой (применялся при анализе некоторых аспектов генезиса института доходов местных бюджетов в нашем государстве); метод системно-структурного анализа (за его помощью исследованные признаки доходов местных бюджетов, в частности, неналоговых доходов, а также проанализированные положения финансово-правовой доктрины – относительно места доходов местных бюджетов в финансово-правовом институте доходов и тому подобное); метод формально-догматичного анализа (с его использованием осуществленное толкование соответствующих финансово-правовых норм и отдельных сроков); сравнительно-правовой метод (предоставил возможность исследовать степень законодательной регламентации вопросов неналоговых доходов местных бюджетов в финансовом законодательстве других стран).

Эмпирическую базу диссертации составляют обобщенные данные Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, контрольно-счетных органов (в частности, Счетной палаты, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства Украины), а также материалы местных финансовых органов о практике поступлений неналоговых доходов в местные бюджеты, о нарушениях, которые существуют в этой сфере. Для их анализа использовался статистический метод исследования.

Научная новизна полученных результатов. Диссертация за избранной темой является комплексным исследованием проблем правовой регуляции неналоговых доходов местных бюджетов Украины, что осуществлено в отечественной доктрине впервые. На основании результатов исследования добытчиком лично сформулированные и обґрунтовані новые научные положения, выводы и предложения, которые выносятся на защиту:

  1. С учетом положений отечественного и зарубежного законодательства ґрунтуючись на анализе финансово-правовой доктрины об институте государственных (публичных) доходов, определенные и раскрытые признаки доходов местных бюджетов (ежегодное их установление (определение) нормативно-правовыми актами о бюджете (законом о государственном бюджете и решениями органов местного самоуправления о местном бюджете); денежное выражение и поступление доходов; законный характер источников поступлений – все эти источники четко определены в законе; главное назначение доходов местных бюджетов – обеспечение выполнения программ местного значения). Приведенные признаки позволяют раскрыть соотношение доходов местных бюджетов со смежными бюджетно-правовыми категориями, в частности, с местным фондом средств, доходной частью бюджета, поступлениями в бюджет, местными бюджетными ресурсами, финансовыми ресурсами органов местного самоуправления.
  2. Сформулировано такое определение доходов местных бюджетов – это денежные поступления, которые получаются за счет многообразных источников, виды которых определены у БК Украины, а размеры установлены ежегодными законами о государственном бюджете и решениями о местном бюджете, и которые являются необходимыми для обеспечения выполнения заданий, реализации функций органов местного самоуправления и удовлетворения потребностей местного населения.
  3. Неналоговые доходы местных бюджетов предлагается рассматривать в двух аспектах: а) как экономическая категория – это поступление от пользования имуществом, что находится в коммунальной собственности соответствующего территориального общества; платежи штрафного и эквивалентного (відплатного) характера; средства, привлеченные на добровольных началах – безвозвратные и те, что подлежат возвращению в будущем; другие поступления, которые имеют признаки неналоговых и не зависят от доходов (прибылей) их плательщиков (надавачів ли); бы) как правовая категория – это урегулированные нормами права обязательные и добровольные платежи или взносы в местные бюджеты, что платят (вносят) физические и юридические лица независимо от своих доходов (прибылей), имеют по большей части целевой, компенсационный или відплатний характер.
  4. Актуализированная проблема четкого законодательного разграничения понятий „місцевий бюджет” „бюджет территориального общества” и „бюджет местного самоуправления”. Обґрунтовується необходимость использования терминологического оборота „бюджет органов местного самоуправления”. На основании конституционного и финансово-правового статуса областных и районных бюджетов обнаруженные определенные изъяны отечественного законодательства – оно не согласовано с принципами финансовой автономии, провозглашенными Европейской хартией местного самоуправления. Предложенные соответствующие изменения к украинскому законодательству, в частности, относительно разграничения функций и полномочий районных и областных советов.
  5. Базируясь на результатах комплексного анализа классификаций бюджетных доходов, обґрунтований авторский подход относительно классификации доходов местных бюджетов за: субъектом (раскрывает социально-экономическое происхождение доходов местных бюджетов, помогает установить, от кого они поступают); источником поступления средств (дает возможность определить, за счет чего должны быть полученные доходы); формой использования средств (указывает на поворотную или безвозвратную форму их использования); методом аккумуляции средств (играет решающую роль при выяснении того, несет ли конкретное предприятие, учреждение, организация или гражданин на себе обязанность по уплате (внесении) в бюджет определенных средств); условием поступления доходов в бюджеты (помогает выяснить, учитывается ли тот или другой доход во время определения объемов межбюджетных трансфертов).
  6. Обґрунтоване положение относительно того, что отдельные доходы местных бюджетов имеют поворотный характер (например, межбюджетные трансферты, заимствования – займы, кредиты). Поворотная отдельных бюджетных доходов должна учитываться на стадиях составления проектов бюджетов, а также во время рассмотрения и принятия решений о местных бюджетах – средства на возвращение этих доходов должны закладываться в соответствующих расходных статьях бюджетов.
  7. На основании анализа положений БК Украины и бюджетной классификации обґрунтований вывод о том, что межбюджетные трансферты по своей природе являются неналоговыми регулирующими доходами (это имеет практическое значение при определении правомочностей их надавачів и получателей). Обнаруженные изъяны законодательного определения понятия межбюджетных трансфертов и сформулировано такое их определение: это средства, которые передаются с одного бюджета до другого в форме дотаций, субвенций, субсидий и тому подобное на основании бюджетно-правового акта с целью збалансування доходов и расходов получателей бюджетов. Сформулированные авторские определения межбюджетных отношений и отдельных межбюджетных трансфертов – дотаций, субвенций, субсидий.
  8. Предложенное определение понятия „фінансова санкция” – это штрафное средство государственного принуждения, выраженный в денежной форме, что имеет кратный или абсолютно определенный характер, и который применяется уполномоченным государственным органом к нарушителю финансово-правовой нормы с целью реализации общественных интересов в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Приведенные критерии разграничения экономических и финансовых санкций. Обґрунтований вывод о недостаточной нормативно-правовой регуляции отдельных неналоговых доходов местных бюджетов, например, тех, что поступают от финансовых санкций.
  9. На основании сравнительно-правового анализа законодательства Украины и Великобритании, Испании, Италии, Канады, Китайской Народной Республики (дальше – КНР), Германии, России, США, Франции, Японии сформулированные предложения относительно совершенствования отечественного законодательства по вопросам бюджетных доходов (в частности, относительно реформирования рынка местных заимствований, расширения перечня межбюджетных трансфертов); за результатами исследования разработанная доктринальная модель системы норм в сфере доходов местных бюджетов, что воплощена автором в соответствующем законопроекте о внесении изменений и дополнений в БК Украину. Разработанный проект Порядка создания и использования фондов средств органов местного самоуправления.

Практическое значение полученных результатов. Сформулированные в диссертационном исследовании теоретические положения, выводы и предложения могут быть использованы: в законотворческой деятельности – при усовершенствованные БК Украины в части, что определяет понятие и состав доходов местных бюджетов; в правоприменимой деятельности – при осуществлении органами местного самоуправления управления средствами местных бюджетов, а также во время составления, рассмотрения, утверждения и выполнения соответствующего местного бюджета; в научной деятельности – для последующих теоретических разработок и исследований проблем бюджетного права Украины, при подготовке соответствующих разделов научно-практических комментариев финансового законодательства, в частности, бюджетного, а также учебников, учебных и методических пособий; в учебном процессе – при преподавании учебной дисциплины „Фінансове право”, спецкурсов „Проблеми финансового права” и „Фінансово-правовий механизм формирования доходной части бюджетов”.