https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Диссертация А.В. Поляков Доцент юридического факультета СПбГУ

Категория: Диссертации Опубликовано Просмотров: 2478

Страница 1 из 12

Коммуникативная концепция права (проблемы генезиса и теоретико-правового обоснования) * Общая характеристика работы * Основное содержание работы Проблема правопонимания в истории теоретико-правовой мысли * Право и идеология * Специфика правового знания *Проблемы российского правопонимания в контексте западной правовой мысли

* На пути к интегральному правопониманию

Российский правовой дискурс и идея коммуникации

* Возникновение теоретических знаний о праве в России. Правовой этатизм

* Социологическое направление

* Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Правовые взгляды П.А. Сорокина

* Неоидеализм в русской правовой теории

* Феноменологическая теория права Н.Н. Алексеева

* Марксистское правоведение в России

Коммуникативные основы правогенеза

* Общие проблемы правогенеза

* Правовые тексты

* Общие и специфические основания правогенеза

Онтологический статус права

* Многообразие образов права и единство его природы

* Структура права

* Право и ценности

* Право и коммуникация

* Список опубликованных работ по теме диссертации





Актуальность темы исследования. Российская правовая наука в целом и теоретическое правоведение в частности находятся только в начале долгого пути поиска собственной идентичности. Прошедшее десятилетие постсоветского развития российского общества показало, что утвердившийся идеологический плюрализм побуждает правоведов искать новые, нетрадиционные для советского менталитета выходы из того тупика, в котором оказалась российская наука в результате многолетнего "пережевывания" догматов марксизма. На этом неизведанном пути наше правоведение подстерегают, по крайней мере, две опасности, которые можно условно обозначить как "сциентизация" и "идеологизация". "Сциентистский" вариант развития науки в соответствии с современными западными интеллектуальными технологиями (в духе аналитической философии) чреват забвением ценностной составляющей гуманитарного знания, без которой невозможно его полноценное существование. "Идеологизированный" вариант, основанный на некритическом заимствовании западной, прежде всего, либеральной правовой идеологии и подчинении ей науки, или на таком же некритическом стремлении вернуться в прошлое путем реанимации правовых ценностей русского традиционализма, ведет к субъективизму и размыву критериев научности.


Наиболее предпочтительным представляется такой путь эволюции отечественной правовой мысли, когда современные научные методологические приемы познания правовой действительности (достижения западной философской мысли) служат сохранению, укреплению и развитию отечественных социокультурных ценностей. Движение в западном направлении заметно. Даже правовые теории, базирующиеся на марксистской идеологии, подверглись существенной модернизации по западным образцам. На сегодняшний день ортодоксальных марксистов (в смысле советской ортодоксии) практически не осталось. Но стремление сочетать метод диалектического материализма с западными либеральными ценностями (например, с естественными правами человека) не может привести к целостной научной концепции в связи с принципиальной методологической несовместимостью этих разнородных начал. Более отрадным, по мнению диссертанта, является тот факт, что в российском правоведении усиливается интерес к интегральной юриспруденции, которая на основе диалога с различными школами в правоведении стремится обосновать целостную концепцию права, свободную от основных недостатков, характерных для правовой теории эпохи "советского модерна". В той или иной мере эту тенденцию разделяют многие серьезные российские ученые. Представленное в настоящем диссертационном исследовании обоснование основ коммуникативной концепции права и анализ проблем, возникающих в этой связи, является посильным вкладом в формирование новых представлений о правовой реальности.


Основные цели и задачи диссертационной работы. Общая цель диссертации - научная разработка и обоснование коммуникативной теории права как разновидности интегрального концепта правопонимания. Речь идет о понимании права как целостного явления, возникающего в форме непрерывной социальной коммуникации и имеющего текстуальную (семиотическую), аксиологическую, психическую и функционально-поведенческую составляющие. Соответственно задачами исследования являются:

* обоснование необходимости перехода к интегральному варианту правопонимания;

* выявление коммуникативных начал правопонимания в истории русской правовой мысли;

* выявление и анализ различных социальных коммуникаций как необходимых условий правогенеза;

* определение онтологического статуса права;

* выявление и анализ аксиологической составляющей права;

* определение онтологического и социокультурного ракурса правосознания;

* анализ соотношения права и его текста;

* характеристика действия права;

* выявление механизма социально-правовой легитимации.

Теоретические и методологические основы диссертации. Интегральный подход к правопониманию предполагает диалог между различными направлениями и школами в современном теоретическом правоведении. Подобный диалог, предполагающий, что право является целостным, но многоаспектным явлением, не может осуществляться на основе одного метода. Комплексное исследование права предполагает использование разных методологий, соответствующих многообразию аспектов правовой действительности. Тем не менее, целостный взгляд на право на современном этапе развития науки, по мнению диссертанта, наилучшим образом достигается при помощи феноменологического метода, который уже использовался русскими учеными-правоведами в досоветский период и, в различных модификациях, с успехом применяется в современной западной гуманитарной мысли. Наибольший интерес в этой связи представляют русская школа "идеал-реализма" (С.Л. Франк, Н.О. Лосский), а также феноменологическая социология и герменевтика (в том числе герменевтические идеи М.М. Бахтина). Важное методологическое значение имеют идеи диалектики, системного подхода, структурализма, антропологии и персонализма. Прикладное методологическое значение следует признать за некоторыми современными направлениями психологии, в частности, теорией установки и психоанализом, а также за идеями семиотики, семиосоциопсихологии, текстоведения, теорией коммуникации.


Обосновывая коммуникативную теорию права, соискатель прибегал к уже имевшимся в философии, социологии, лингвистике, психологии, правоведении теоретическим выводам.


Из работ российских философов привлекались исследования Н.Н. Алексеева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова, Л.Г. Ионина, В.А. Канке, Л.П. Карсавина, К.Н. Леонтьева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, К.Х. Момджяна, И.Д. Невважая, В.Н. Садовского, Я.А. Слинина, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Э.Г. Юдина и др.


Коммуникативные аспекты западной философской мысли проанализированы на основе произведений Р. Барта, М. Бубера, В. Виндельбанда, Х.-Г. Гадамера, Г. Гуссерля, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Маритена, М. Мерло-Понти, Э. Мунье, И. Пригожина, П. Рикера, Г. Риккерта, Ж.-П. Сартра, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, М. Шелера, К. Ясперса и др..


Важное теоретическое и методологическое значение имели труды по социологии П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Н. Лумана, Б. Малиновского, К. Манхейма, М. Мосса, Р. Пэнто и М. Гравитц, Т. Парсонса, Д. Уолша, М. Филипсона, Э. Шилза, А Щюца.


В работе нашли отражение идеи дореволюционных российских правоведов Н.Н. Алексеева, С.И. Гессена, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Е.Б. Пашуканиса, Л.И. Петражицкого, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, Е.В. Спекторского, В.Ф. Тарановского, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, А.С. Ященко и постреволюционных, в том числе современных отечественных теоретиков и историков права: С.С. Алексеева, А.П. Альбова, М.И. Байтина, В.А. Бачинина, А.Б. Венгерова, В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова, И.Н. Грязина, Н.М. Золотухиной, В.Д. Зорькина, С.Ф. Кечекьяна, Д.А. Керимова, И.Ю. Козлихина, В.А. Козлова, Э.В. Кузнецова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Д.И. Луковской, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Е.Б. Пашуканиса, В.Н. Протасова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, П.И. Стучки, В.М. Сырых, Е.В. Тимошиной, Л.Б. Тиуновой, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, А.А. Ушакова, А.Ф. Черданцева, И.Л. Честнова, Л.С. Явича и др.


Использовались и труды зарубежных правоведов Г.Дж. Бермана, Ж.-Л. Бержеля, Г. Гурвича, Р. Дворкина, Л. Дюги, Ж. Карбонье, Г. Кельзена, Н. Неновски, А. Райнаха, Н. Рулана, Сурия Пракаш Синха, Л. Фридмэна, О. Хёффе, Дж. Холла, К. Шмитта, Л. Эннекцеруса, Е. Эрлиха.


Определенное значение для обоснования защищаемой концепции имели сочинения К. Вальверде, Т.М. Дридзе, Ю.М. Лотмана, А.В. Соколова, Ю.С. Степанова, Н.С. Трубецкого, Д.Н. Узнадзе, З. Фрейда, К.Г. Юнга.


Научная новизна исследования. Коммуникация - неотъемлемый компонент социального. Само становление человека стало возможным благодаря возникновению способности к коммуникации. Человеческая личность устроена "коммуникативна" и настроена на различные формы и способы коммуникации (общения). Как коммуникации могут быть рассмотрены не только право, но и мораль, нравственность, религия, наука и др. Коммуникативным аспектам общественного бытия уделяется первостепенное внимание в лингвистике, семиосоциопсихологии, культурологии, философии (С.Л. Франк, Э. Гуссерль, К. Ясперс, М. Мерло-Понти, Г. Марсель, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Мунье, М. Бубер, М.М. Бахтин, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер, Д. фон Гильдебранд, П. Лаин Энтральго) и социологии (в последнем случае можно вспомнить хотя бы социальные теории Т. Парсонса и Н. Лумана, символический интеракционизм Дж.Г. Мида и Т. Блумера, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса и т.д.). Они находят свое отражение и в юриспруденции, преимущественно зарубежной. В качестве примера можно привести концепцию американского теоретика У. Проберта (профессора университета Флориды), сформулированную им в работе "Право, язык и коммуникация"1. В российском правоведении затрагивались лишь отдельные аспекты правовой коммуникации. Например, текстуальный, герменевтический аспект этой проблематики был проанализирован в работах: И.Н. Грязина "Текст права" (Таллин, 1983), Д.И. Луковской "Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект (Л., 1985), И.П. Малиновой "Философия права (от метафизике к герменевтике)" (Екатеринбург, 1995), Власенко Н.А. Язык права. (Иркутск, 1997), В.П. Сальникова, С.В. Степашина, Н.И. Хабибулиной "Государственная идеология и язык закона (СПб., 2001) и др. Однако бурное развитие семиотики и теории коммуникации в последние годы должно, по мнению диссертанта, заставить и правоведов обратить более пристальное внимание на открывающиеся в этой связи перспективы получения нового теоретико-правового знания, в центре которого будет находиться концепция самого права как формы коммуникации. Диссертация представляет собой первую в отечественном правоведении попытку комплексного монографического исследования и обоснования коммуникативной концепции права как одного из вариантов интегрального правопонимания. Право понимается диссертантом как специфическая разновидность интерсубъективной, коммуникативной деятельности членов общества, результаты которой объективируются в правовой культуре, в социальных институтах, в правовых текстах и воплощаются в правосознании, правовых нормах и правовых отношениях, образующих единую правовую структуру. На основе феноменологического анализа в структуре права выделяются правомочия и коррелятивные им правообязанности, основаниями которых являются правовые нормы как общезначимые и общеобязательные правила, реализуемые в коммуникативном поведении субъектов права. Смысл права определяется как установление правовой коммуникации. При этом в праве выделяются и обосновываются такие его аспекты как семиотический (текстовый), социокультурный (ценностный), психологический, праксиологический (деятельностный). Само право интерпретируется как сложная психосоциокультурная коммуникативная система.