https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Вносится Президентом РФ Проект № 204033-5

Категория: Законы и иные нормативные акты Опубликовано Просмотров: 451

Страница 1 из 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовыхактов и проектов нормативных правовых актов

Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.

Статья 1

Коррупционными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общего порядка, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для коррупции.

Статья 2

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Статья 3

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в установленном порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в установленном порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, - при их государственной регистрации.

4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - при проведении их правовой экспертизы и мониторинга применения.

5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Статья 4

1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении по результатам правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, по результатам рассмотрения нормативных правовых актов при их государственной регистрации или по результатам мониторинга применения нормативных правовых актов (далее - заключение).

2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупционные факторы и способы их устранения. В случае, если способ устранения коррупционного фактора не указан, требование прокурора и заключение могут не рассматриваться.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и реализуется в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупционных факторов, разрешаются в установленном порядке.

Статья 5

1. Институты гражданского общества и отдельные граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупционные факторы и способы их устранения.

3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения заявителю направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует указание способа устранения выявленных коррупционных факторов.

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Проект федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - законопроект) направлен на реализацию мер по профилактике коррупции, определенных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", и положений подпункта "г" пункта 4 раздела IV Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. Пр-1568.

Законопроект основан на следующих концептуальных положениях.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза) рассматривается как элемент осуществления прокурорами своих полномочий, в частности по надзору за соблюдением законов, а также как элемент правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и государственной регистрации нормативных правовых актов.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции законопроектом определено, что прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, при осуществлении своих полномочий.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу: проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы; нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, при их государственной регистрации.

Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица осуществляют антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов в ходе их подготовки, а нормативных правовых актов - в ходе мониторинга их применения.

Коррупционные факторы, выявленные в нормативном правовом акте в ходе осуществления прокурором своих полномочий, отражаются в подлежащем обязательному рассмотрению требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта реализуется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами в соответствии с их компетенцией. Указанное требование прокурора может быть обжаловано в установленном порядке.

Коррупционные факторы, выявленные в ходе правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, в ходе рассмотрения нормативных правовых актов при государственной регистрации, а также в ходе мониторинга применения нормативных правовых актов, отражаются в заключении, имеющем рекомендательный характер.

Содержащиеся в заключении рекомендации учитываются в установленном порядке на стадии доработки проекта нормативного правового акта или путем изменения принятого (изданного) нормативного правового акта соответствующим органом или должностным лицом.

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность проведения институтами гражданского общества и отдельными гражданами независимой антикоррупционной экспертизы.

Законопроект призван стать правовой основой для осуществления комплексной антикоррупционной экспертизы в соответствии с унифицированными принципами.

Топ 10 самых популярных статей:

  1. КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТО ПРОДУКЦИИ ОК 005-93 (5009)
  2. Министерство юстиции РФ ПРИКАЗ от 6 июня 2005 г. N 76 (4758)
  3. ПРИКАЗ Министерства внутренних дел РФ от 14 июля 2004 г. N 440 (4600)
  4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПОЯСНЕНИЯ К ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ (ТН ВЭД РОССИИ) ТОМ 3 (3693)
  5. Постановление от 22 июля 1999 г. N 26 (3665)
  6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПОЯСНЕНИЯ К ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ (ТН ВЭД РОССИИ) ТОМ 1 (3653)
  7. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (БАНК РОССИИ) У К А З А Н И Е от 12 ноября 2009 г. N 2332-У г. Москва О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ Зарегистрировано (3397)
  8. Постановление от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 (3327)
  9. КОМИТЕТ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТО ПРОДУКЦИИ ОК 005-93 (3139)
  10. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ (МИНФИН РОССИИ) ПРИКАЗ от 30 декабря 2008 г. № 148н г. Москва Об утверждении Инструкции по бюджетному учету Зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2009 г. Регистрационный № 13309 (2939)