https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Постатейный комментарий Федерального закона "О статусе военнослужащих" (Кудашкин А.В., Фатеев К.В.)

Категория: Комментарии к законам и иным нормативно-правовым актам Опубликовано Просмотров: 37737

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 109

Глава I. Общие положения (ст.1 - ст.4) Глава II. Права и свободы военнослужащих, граждан, (ст.5 - ст.25) уволенных с военной службы, и членов их семей Глава III. Обязанности и ответственность военнослужащих (ст.26 - ст.30) ГлаваI. Общие положения


Комментарий к статье 1 Закона


Комментарий к п.1.


_ 1. Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 6 марта (28 марта) 1998 г., другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависит от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

во-первых, обладание военнослужащим гражданством своего государства и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;

во-вторых, выполнение им обязанностей в сфере обороны и безопасности государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть "совмещены" с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

_ 2. Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей (см. комментарий к п.1 ст.27).

_ 3. В то же время военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей, и носят, как правило, временный характер. Так военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула (см.комментарий к п.3 ст.27).

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц (и их обязанность беспрекословно их выполнять); подчиняться лишь строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая других начальников (в том числе своего непосредственного и прямых).

_ 4. Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют так же общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы.

Общие обязанности военнослужащих, связанные с выполнением служебного долга, закреплены в настоящем Федеральном законе (ст.26) и дополнены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 13-20). К ним относится, например: соблюдение верности Военной присяге, совершенствование воинского мастерства, соблюдение норм международного права, беспрекословное подчинение командирам (начальникам), обязанность выручать товарищей из опасности, соблюдение правил воинской вежливости и некоторые другие.

К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность. Суть их заключается в ограничении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, что не противоречит Конституции РФ, т.к. в соответствии со ст.55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью.

_ 5. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Действительно, с одной стороны, они тесно переплетаются с отдельными субъективными правами военнослужащих, а с другой, - образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы, под которыми понимаются определенные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей.

В группе прав военнослужащих, связанных с прохождением военной службы, можно выделить те, которые связаны с: а) продвижением по службе (карьерой); б) государственным материальным обеспечением, отдыхом; в) правом на защиту; г) льготами; д) поощрением.

Основное содержание Закона РФ "О статусе военнослужащих" составляют общие права и обязанности военнослужащих, из которых наиболее полно регламентированы вышеуказанные права, сгруппированные, в основном, относительно двух категорий военнослужащих: проходящих военную службу по контракту и по призыву.

Отдельную категорию составляют военнослужащие-офицеры, проходящие военную службу по призыву. По своей природе их служба является исполнением конституционной юридической обязанности, как и других военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, однако по своему правовому положению (общим, должностным и специальным правам и обязанностям) они приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

_ 6. Военнослужащие, в случае совершения ими правонарушения, в зависимости от его характера и тяжести, при наличии оснований, предусмотренных законом, несут юридическую (правовую) ответственность (дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую, уголовную), которая выступает, во-первых, как обязанность, которую несет перед государством или его представителями гражданин (военнослужащий), и, во-вторых, как наказание за совершенное противоправное действие или бездействие - см. комментарий к статье 28.


Комментарий к п. 2


_ 7. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанная норма Конституции РФ соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права - Всеобщей декларации прав человека (ст.29) и Международным пактам о правах человека.

Ограничения прав и свобод на основании федеральных конституционных законов и федеральных законов возможны как в отношении всего населения страны (например, в условиях чрезвычайного положения, связанных с эпидемиями, межнациональными конфликтами, стихийными бедствиями, массовыми беспорядками и т.д.), так и в отношении отдельных категорий граждан, в частности, военнослужащих, исполняющих военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав, свобод и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

_ 8. Военная служба, главной целью которой является осуществление функций и решение задач Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в которых она предусмотрена Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", в сфере обороны и безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах, имеет ряд особенностей или отличий, выделяющих ее в особый вид федеральной государственной службы.

Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела и предназначения военной службы, связанного с с возложенными на военнослужащих обязанностями в сфере обороны и безопасности государства, а также необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, подчас с оружием в руках и с риском для жизни, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в войсках, воинских формированиях и органах, в которых граждане проходят военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения

военно-служебных отношений. К ним относятся, например: принятие военной

присяги, наличие воинских званий, детальность правового регулирования

военно-служебных отношений, беспрекословность воинского повиновения и др.

_ 9. Обусловленные особенностями военной службы ограничения военнослужащих как человека и гражданина в некоторых правах и свободах устанавливаются прежде всего настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Такие ограничения распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения (см. комментарий к п.7 ст.10).

В соответствии с настоящим Федеральным законом, кроме случаев, указанных в п.7 ст.10, военнослужащие не вправе:

обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников);

отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии;

совмещать прохождение военной службы с исполнением депутатских обязанностей законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления;

участвовать в забастовках.

_ 10. Кроме прямых запретов законодательными и иными нормативными правовыми актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а за пределы Российской Федерации - в порядке, установленном законодательством. Уставом внутренней службы ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Федеральными законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (СЗ РФ. 1996. N 34. Ст.4029) установлено, что военнослужащие выезжают за пределы РФ при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Топ 10 самых популярных статей:

  1. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2007 Г. № 229-ФЗ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Под редакцией профессора доктора юридических наук Исаенковой О.В. (65105)
  2. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в РФ" (52175)
  3. Постатейный комментарий Федерального закона "О статусе военнослужащих" (Кудашкин А.В., Фатеев К.В.) (37738)
  4. БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ   Попова Анастасия Геннадьевна – экономист отдела по закупкам Поволжской Академии Государственной Службы им. П.А. Столыпина; (31958)
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть). (30776)
  6.   СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ   Авторский коллектив: Долматова Ирина Васильевна — доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза; (19097)
  7. КОММЕНТАРИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) (18588)
  8. Постатейный комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате (15188)
  9. Практика применения Уголовного кодекса РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкованиеПредисловиеЭтими (14567)
  10. Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев (13896)