https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев

Категория: Комментарии к законам и иным нормативно-правовым актам Опубликовано Просмотров: 13748

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 77

Авторы комментариев: Берсугурова Л. Ш., Донаков Т. С., Жанузакова Л. Т., Жусупова И. С., Ибраева А. С., Малиновский В.А., Мамонов В. В., Мауленов К. С., Мухамеджанов Б. А., Нарикбаев М. С., Подопригора Р. А., Сакиева Р. С., Сапаргалиев Г. С., Шакиров К. Н. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие КОНСТИТУЦИЯРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.

С момента победы буржуазных революций в XVIII в. конституции стали приниматься от имени народа. Конституция США начинается со слов: "Мы, народ Соединенных Штатов..." Ссылка на народ должна была означать выражение воли народа, установление народовластия. Принятие конституции от имени народа стало конституционной традицией, и поэтому конституции многих государств начинаются этой фразой.

Этнический состав народа в различных государствах не одинаков. Есть государства, состоящие из представителей одного этноса или преимущественно одного этноса. К таким относятся Франция, ФРГ, Армения и ряд других. В подобных государствах понятия "нация" и "народ" означают одно и то же. Многие государства состоят из различных этнических групп, национальностей. В таких государствах понятия "нация" и "народ" не совпадают. Это многонациональные государства, в которых источником государственной власти признается, как правило, не какая-либо нация, а народ или народы в зависимости от формы государственного устройства. Так, в Российской Федерации в настоящее время есть 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. В Республике Казахстан имеются одна нация казахская - и десятки национальных групп. Все они составляют единый народ Казахстана, и как таковой он является социальной основой государства и единственным источником государственной власти. Невыделение казахской нации как "титульной", "коренной", а признание ее составной частью единого народа Казахстана является исторически справедливым и политически правильным. Республика Казахстан как самостоятельное государство образовалась в соответствии с волей всех проживающих в ней людей, независимо от их национальности. Следовательно, первые слова преамбулы "Мы, народ Казахстана..." выражают сложившийся политический консенсус (согласие) граждан всех национальностей, проживающих в Республике Казахстан и объединенных общей исторической судьбой.

Общность исторической судьбы народа Казахстана сложилась в течение десятилетий в результате совместного проживания на территории Казахстана. В разное время различными путями и способами переселились в Казахстан национальные группы. Все они вместе с казахским народом были участниками и свидетелями политических, экономических, социальных, культурных событий, которые происходили в Казахстане в течение жизни многих поколений. Они вместе строили фабрики и заводы, школы и театры и т.д., осваивали природные богатства Казахстана. Трагические события, происходившие в Советском Союзе в 20 - 30 годах, коснулись всех. Все вместе они боролись за победу над фашизмом на фронтах Отечественной войны и трудились в тылу, отстаивая свою независимость. После образования независимой Республики Казахстан все граждане Казахстана признали новое государство. Тем самым они не только подтвердили общность исторической судьбы в прошлом, но и выразили желание и готовность совместно строить новое общество, новую государственность.

Такая государственность создается на исконной казахской земле. В этих словах преамбулы Конституции содержатся два важных положения. Государственность, созданная в Казахстане, основывается не на этнических, а на полиэтнических началах. Иначе говоря, государство Казахстан является политической организацией всего народа. Весь народ Казахстана, а не какая-нибудь его часть, состоящая, допустим, из казахов или другой национальной группы, выступает субъектом самоопределения. В то же время это не умаляет роли и значения казахского народа в создании независимого государства. Государство Казахстан создано на земле предков современных казахов.

Народ Казахстана осознает себя миролюбивым гражданским обществом, что имеет важное значение для определения как внутренней, так и внешней политики государства, для установления добрососедских отношений с другими государствами. Разумеется, Казахстан находится на начальном этапе становления гражданского общества.

Строящееся гражданское общество привержено идеалам свободы, равенства и согласия. Эта конституционная идея облекается в конституционные нормы, закрепляющие широкий комплекс прав и свобод человека и гражданина, независимо от национальности, социального положения. Рассматриваемое положение преамбулы Конституции содержит еще одну важную мысль: Конституция является главным законом не только государства, но и общества. Эта идея закрепляется и расшифровывается во многих конституционных нормах, имеющих отношение к собственности, социальным правам и свободам граждан, к общественным объединениям, к семье и т.п.

Исключительно важной для государства и его граждан является его приверженность идеалам равенства и согласия. Здесь имеется в виду равенство не только всех граждан, но и всех социальных и национальных групп с позиции закона. Важными принципами функционирования гражданского общества являются достижение согласия между людьми различных групп в процессе их жизнедеятельности, недопущение конфронтации и конфликтов.

Только путем формирования миролюбивого гражданского общества, в котором будут реализованы идеалы свободы и равенства, которое не будет раздираться социальными конфликтами и противоречиями, можно рассчитывать на занятие достойного места в мировом сообществе. Мировое сообщество в лице международных организаций признает подлинно демократическим такое государство и общество, которое отвечает международным стандартам прав и свобод.

Разумеется, ставя перед собой исключительно сложные исторические задачи, народ осознает свою высокую ответственность за их решение перед нынешним и будущими поколениями. Когда говорится о нынешнем поколении, то речь идет о тех, кто нуждается во всесторонней поддержке и заботе со стороны государства, общества для того, чтобы стать достойными гражданами. Осознание ответственности перед будущими поколениями, выраженное на конституционном уровне, должно служить компасом при обсуждении и решении важнейших вопросов государственной жизни. А это возможно при наличии высокого уровня политического и правового сознания народа. Только достижение такого уровня может обеспечить осознание конституционной политической ответственности народа за настоящее и будущее общества.

Народ Казахстана, принимая Конституцию, реализовал свое суверенное право единственного источника государственной власти. Тем самым он избрал путь формирования правового государства и гражданского общества, правовая основа которых заложена в Конституции Республики Казахстан. Разумеется, суверенное право народа Казахстана не исчерпывается только принятием Конституции. Оно включает в себя все те конституционно-правовые возможности, которыми обладает народ для решения важнейших вопросов государственной жизни.

Раздел 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

2. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

1.1. Формой правления государства Казахстан является республика. Происхождение термина "республика" связано с народом. "Recpublica>

В положении Конституции "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством" содержатся два основополагающих начала.

1. Использованием слова "утверждает", а не слова "является" в Конституции как бы подчеркивается, что Республика Казахстан находится на начальном этапе формирования государства.

2. Стратегическая цель состоит в том, чтобы Республика Казахстан развивалась по пути строительства демократического, светского, правового и социального государства. Таким образом, заложены конституционные основы демократического развития Республики Казахстан.

И юридически, и фактически народ Казахстана, приняв на референдуме Конституцию Республики, выступил как учредитель государственной власти. Конституция закрепила демократические принципы организации и деятельности государства. Народ непосредственно избирает Президента, депутатов Мажилиса Парламента, местных представительных органов. Народ участвует через референдум в решении важнейших вопросов государственной жизни.

Демократизм государства Казахстан выражается не только в высоком политико-правовом статусе народа, но и в правовом положении человека и гражданина. Широкий комплекс демократических прав и свобод, закрепленный в Конституции, предоставляет гражданам юридическую возможность пользоваться свободой слова, совести, участвовать в управлении делами государственных органов, создавать общественные объединения и т.д.

Права и свободы предоставляются не только для того, чтобы граждане могли удовлетворять разнообразные личные интересы и потребности. Граждане, принадлежащие к различным социальным, национальным, конфессиональным, профессиональным и другим группам, пользуясь демократическими правами и свободами, могут выражать и удовлетворять свои корпоративные интересы. Конституция предусматривает организационные, политические и юридические гарантии для реализации демократических прав и свобод.

Светский характер государства Казахстан имеет ряд проявлений. Они зафиксированы как в Конституции, так и в Законе Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" от 15 января 1992 г. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти. Не допускаются образование политических партий и иных формирований на религиозной основе, а также участие в деятельности политических партий или оказание им финансовой помощи. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни как граждане Республики Казахстан наравне с другими гражданами только от своего имени.

Государственная система образования и воспитания в Республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. Преподавание религиозных дисциплин может производиться на добровольных началах в негосударственных учебных и воспитательных заведениях.

Светский характер государства Казахстан не означает, что оно не контактирует с религиозными объединениями. Они играют важную роль в формировании мировоззрения верующих. Поэтому создаются государственные органы по связям с религиозными объединениями. Они информируют высшие органы государственной власти Республики Казахстан о состоянии религиозной обстановки, соблюдении законодательства о свободе вероисповедания, обеспечивают проведение религиоведческих экспертиз с участием представителей религиозных организаций, общественных объединений, государственных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области свободы совести и прав человека.

Республика Казахстан встала на путь строительства правового государства.

В теории выделяются следующие общие признаки правового государства.

1. Формирование развитого гражданского общества. Гражданское общество имеет сложную структуру, состоящую из экономических, этнических, социальных, религиозных, общественно-политических институтов и учреждений, которые функционируют не только на основе государственно-правовых норм, но и посредством саморегуляции.

Топ 10 самых популярных статей:

  1. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2007 Г. № 229-ФЗ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Под редакцией профессора доктора юридических наук Исаенковой О.В. (64929)
  2. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в РФ" (52014)
  3. Постатейный комментарий Федерального закона "О статусе военнослужащих" (Кудашкин А.В., Фатеев К.В.) (37368)
  4. БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ   Попова Анастасия Геннадьевна – экономист отдела по закупкам Поволжской Академии Государственной Службы им. П.А. Столыпина; (31731)
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть). (30514)
  6.   СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ   Авторский коллектив: Долматова Ирина Васильевна — доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза; (18999)
  7. КОММЕНТАРИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) (18407)
  8. Постатейный комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате (15043)
  9. Практика применения Уголовного кодекса РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкованиеПредисловиеЭтими (14358)
  10. Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев (13749)