https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в РФ"

Категория: Комментарии к законам и иным нормативно-правовым актам Опубликовано Просмотров: 59474

Страница 1 из 86

Введение Безработица - постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений - обнищанияграждан, потери ими их социального статуса.

Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

По мере роста масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность: проявляется массовое недовольство, проходят акции протеста, реализуются иные формы противостояния, растет преступность. Вместе с тем происходит люмпенизация наиболее отсталой и обездоленной части населения, всегда готовой на любые, самые, казалось бы, невероятные поступки, пагубно влияющие на общество.

Учитывая все эти обстоятельства, правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении многих лет выработали определенные подходы и комплексы мер по ослаблению безработицы и преодолению ее социальных последствий.

Эти подходы и меры содержатся в конвенциях, рекомендациях и иных актах Международной организации труда (МОТ). В них отражены: политика государственных органов в области содействия занятости населения; организация и направления работы службы и бюро занятости; профессиональная ориентация и профессиональная подготовка безработных, гарантии в области содействия занятости, социальной защиты безработных и т.д.

Принципиальные положения о политике в области обеспечения занятости населения государств - членов МОТ отражены в декларациях, конвенциях, рекомендациях и резолюциях. Международные правовые стандарты политики в области занятости определены Конвенцией 122 и Рекомендацией N 122 1964 г. о политике в области занятости, Декларацией о принципах и Программой действий, принятых в 1976 г. Всемирной трехсторонней Конференцией по вопросам занятости, распределения доходов, социального прогресса и международного разделения труда, Резолюцией о мерах по вопросам занятости, принятой МОТ в 1979 г., Рекомендацией N 169 1984 г. о политике в области занятости (дополнительные положения).

МОТ принято к настоящему времени большое количество Резолюций, Конвенций и Рекомендаций, определяющих политику государств - ее членов по различным направлениям их деятельности, направленной на обеспечение занятости различных групп населения. Например, к специальным международным правовым актам о занятости молодежи относятся Конвенция N 142 и Рекомендация N 150 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов", Резолюция 1998 г. "О занятости молодежи", Рекомендация N 136 1970 г. "О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития", Конвенция N 182 и Рекомендация N 190 1999 г. "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" и т.д.

Российское законодательство о занятости населения начало формироваться в 1991 г., когда был впервые принят Закон РСФС "О занятости населения в РСФСР"*(1). При подготовке этого Закона и в дальнейшем при его совершенствовании учитывался опыт стран с развитой рыночной экономикой по смягчению социальных последствий безработицы.

В последующие годы Закон претерпел значительные изменения. Достаточно привести такой факт, что изменения и дополнения в него вносились 13 раз. В него также были внесены изменения Постановлением Верховного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П. В настоящей работе текст Закона приводится постатейно в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, который внес в Закон о занятости населения радикальные изменения, о чем речь пойдет на страницах настоящего Комментария. Отметим, что коррективы внесены в тексты 20 статей Закона (всего их 39), которыми предусматриваются меры по социальной защите граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Внесение многочисленных изменений в Закон было вполне закономерным, поскольку безработица, тем более массовая, явилась для России совершенно новым явлением, к борьбе с которой новое, еще не окрепшее государство, не было по настоящему готово.

Не располагая необходимым опытом, вновь создаваемый государственный аппарат не был в состоянии сразу подготовить более или менее совершенный закон о занятости населения, тем более потому, что его правовая основа - Конституция РФ была принята в 1993 г.

В последующие годы продолжался процесс формирования политики государства в области обеспечения занятости населения, уточнялись ее содержание и направления, структура органов, реализующих эту политику. Параллельно шел процесс совершенствования механизма действия Закона, уточнения содержащихся в нем понятий и определений.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

В настоящей работе в доступной для широкого круга читателей форме приводится постатейный комментарий Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", а также принятых в его развитие нормативных правовых актов Правительства РФ, других органов государственной исполнительной власти.

В работе кроме того содержится полезная читателям информация о международных нормах, регламентирующих деятельность государственных органов в области содействия занятости граждан, смягчения социальных последствий безработицы, а также об опыте работы государственных органов ряда стран мира в этом направлении.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Занятость граждан


§ 1. Как следует из текста ст. 1, понятие занятости Законом толкуется применительно к каждому отдельному гражданину. Занятость - это деятельность гражданина:

- связанная с удовлетворением его личных, а также общественных потребностей;

- не противоречащая законодательству Российской Федерации;

- приносящая ему, как общее правило, заработок, трудовой доход.

Термин "заработок" означает вознаграждение за труд, которое получает гражданин, работающий по трудовому договору. Заработок включает в себя оплату по труду в порядке, применяемом в организации, в которой гражданин работает. Системы оплаты труда могут быть самые разнообразные. Наиболее распространенной является выплата работнику тарифной ставки (оклада) с добавлением различных стимулирующих и компенсационных выплат: премий, доплат, надбавок и т.д.

Понятие "трудовой доход" применяется, как правило, в случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам и т.п.

В указанной статье также декларируется право граждан самостоятельно распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Заметим, что здесь право граждан приводится в несколько измененном виде по сравнению с текстом статьи 37 Конституции РФ, в котором такое право граждан изложено шире. Согласно части 1 статьи 37 труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Далее в ст. 1 Закона содержится очень важное для многих граждан положение о том, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности, отвечающее тексту части 1 статьи 37 Конституции РФ, где сказано, что труд свободен.

В то же время вызывает большие сомнения положение о том, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Дело в том, что в части 2 упомянутой статьи 37 сказано о том, что принудительный труд запрещен.

Поэтому принятие какого-либо закона, предусматривающего принуждение к труду в той или иной форме, при тех или иных обстоятельствах противоречит Конституции РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Тем не менее законы, нарушающие право граждан на свободный труд, в России принимаются и действуют, как и в других развитых государствах, поскольку в них существует общественная необходимость. В частности, статьей 44 УК РФ предусмотрены такие виды наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные и принудительные работы.

§ 2. Применительно к работодателям и работникам, заключившим трудовой договор в соответствии с ТК РФ, норма, запрещающая принудительный труд, содержится в его ст. 4 "Запрещение принудительного труда". Согласно указанной статье принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

- в целях поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

- в качестве меры дискриминации при признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности (заметим, что в приведенных выше случаях запрет на принуждение работников к труду адресован работодателям и органам государственной и муниципальной власти).

К принудительному труду относятся:

- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

- требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Приведенный выше фрагмент ст. 4 ТК РФ, во-первых, во многом воспроизводит положения ст. 1 Конвенции МОТ о запрещении принудительного труда 1957 г. N 105. В то же время в ст. 4 ТК РФ при определении понятия "принудительный труд" не воспроизведены положения ст. 2 Конвенции МОТ 1930 г. N 29, в которой указанное понятие определено неоднозначно.

Согласно Конвенции N 29 принудительный труд это:

- требование выполнения какой-либо работы или службы под угрозой какого-либо наказания;

- для указанной работы или службы данное лицо не предложило добровольно своих услуг.

Отсюда следует, что принудительный труд - это двуединое понятие. Однако в ст. 4 ТК РФ вторая составляющая этого понятия - отсутствие добровольности предложения данным лицом своих услуг для выполнения какой-либо работы - не отражена.

Сведение понятия принудительного труда к выполнению работы только под угрозой применения наказания (насильственного воздействия) делает, по нашему мнению, норму ст. 4 ТК РФ беспредметной потому, что открытые угрозы по отношению к данному лицу применить наказание, тем более какое-либо насильственное воздействие, маловероятны.

Так, привлечение работников вопреки установленному ТК РФ порядку к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни (весьма распространенное в наши дни явление), не сопровождается какими-либо открытыми угрозами, насильственным воздействием.

Тем не менее, работники знают, что последствия невыхода на такую работу могут иметь (и имеют) для них различного рода негативные последствия. Например, в виде лишения премии, предоставления отпуска в неудобное для них время, ограничения в заработке и т.д. Эти работники становятся первоочередными кандидатами на увольнение по сокращению численности или штата персонала.

Другое дело, если бы в ст. 4 ТК РФ принудительный труд определялся согласно Конвенции МОТ N 29. В этом случае работодатель был бы вправе привлекать работников к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни при условии, если последние добровольно предложат свои услуги, зафиксировав это в письменной форме.

Топ 10 самых популярных статей:

  1. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2007 Г. № 229-ФЗ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Под редакцией профессора доктора юридических наук Исаенковой О.В. (73835)
  2. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в РФ" (59475)
  3. Постатейный комментарий Федерального закона "О статусе военнослужащих" (Кудашкин А.В., Фатеев К.В.) (46508)
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть). (37632)
  5. БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ   Попова Анастасия Геннадьевна – экономист отдела по закупкам Поволжской Академии Государственной Службы им. П.А. Столыпина; (35847)
  6.   СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ   Авторский коллектив: Долматова Ирина Васильевна — доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза; (23686)
  7. КОММЕНТАРИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) (22535)
  8. Практика применения Уголовного кодекса РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкованиеПредисловиеЭтими (19067)
  9. Постатейный комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате (19021)
  10. Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев (17405)