https://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть II. Книга 1.- М., 1994.- 180 c

Категория: Учебники Опубликовано Просмотров: 1711

Страница 1 из 106

Законы Хаммурапи 3. Законы Ману 20. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Возникновение и развитие Афинского государства 43.

ДРЕВНИЙ РИМ

Законы XII таблиц 52

Институции Гая 63

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (средние века)

Салическая правда 111

Великая хартия вольностей. 1215 г 130

Кутюмы Бовези 145

Великий мартовский ордонанс. 1357 г 152

Каролина 154

Послесловие 178

3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: 9 :: 10 :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: 15 :: 16 :: 17 :: 18 :: 19 :: Содержание

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Законы Хаммурапи 1

§1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

§2. Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее 2 . Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в Реку получает дом обличавшего его,

§3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должно убить.

§4. Если же он выступил для свидетельствования в судебном деле о хлебе или серебре, то он должен понести наказание, налагаемое в таком судебном деле.

§ 5. Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.

3

§ 6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

§ 7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек- вор, его должно убить.,

§ 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или если это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму,- он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.

§ 9. Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: "Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", а хозяин пропавшей вещи скажет: "Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь; Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тоща продавец- вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.