http://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Внедрение РИКО в Восточной Европе: предусмотрительно или безответственно?

Категория: Курсовые, дипломные работы и рефераты Опубликовано Просмотров: 548

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 4

Можем ли мы сегодня судить о механизмах власти и техноло­гии принятия наиболее важных решений, не осознав, что усло­вия для проц ветания коррупции не т олько не исчезли, но стали во много раз благоприятнее? Сотни миллионов рублей и миллионы долларов вращаются сейчас в криминальном мирегосударств, ранее входивших в состав СССР. Более того, из­вестно, что половина прибыли криминальных сфер уходит на взятки чиновникам всех уровней, включая и правоохранитель­ные органы. От кого же тогда, в конечном счете, зависят поли­тические решения, которые определяют наше будущее?

Освобождаясь от обломков того, что когда-то было Совет­ским Союзом, восточные европейцы ока зались в окружении орга­низо ванной преступности, государственной коррупции, экономи­ческих трудностей и п олитической нестабильности. Эти четыре аспекта тесно связаны друг с другом. Дестабилизирующее влия­ние организованной преступности и сопутствующей ей корруп­ции, по мнению некоторых авторов, поставило под угрозу пер­спективу рыночных реформ и в какой-то степени послужило об ъ­единяющим началом для тех, кто ищет возврата в прошлое.

По оценкам российского правительства, число организо­ванных криминальных группировок, действующих в пределах бывшего Советского Союза, достигает 4000. Эти восточные мафии действуют на Балканах и, возможно, в Польше, зани­маясь всеми сферами бизнеса — от автомобилей до наркоти­ков. В России увеличи вается число заказных убийств. В 1992 году их насчитывалось до 1500. По оценкам российского Ми -. нистерства иностранных дел, к 1993 году организованная пре­ступность контролировала около 40% оборота товаров и услуг. Эта статистика, естественно, не внушает особого дове­рия. Однако она демонстрирует по ме ньшей мере объектив­ную проблему, стоящую перед сторонниками перемен.

195

Одн им из многих путей реформирования, предложенных Восточной Европе в борьбе с организованной преступностью, является западный правовой механизм борьбы с рэкетом, или то, что обычно называют РИКО (RICO, Racketeer Influenced>USC >1—1968), Закон об организациях, подверженных рэкету и коррупции. Недавно один исследователь сокрушался по поводу отсутствия запад­ны х по своему стилю законов об организованной преступнос­ти, которые позволили бы российской милиции пр еследовать криминальных руководителей. Однако исследования полити ­ческой экономии и правовой истории показывают, что ис­пользование закона о преступном предпринимательстве в не­западных правовых системах либо в условиях неустойчивых рыночных отношений может привести к непредвиденным и даже катастрофическим последствиям. Обретя свободу дейст­вий, Восточная Европа должна быть осмотрительна в том, какие механизмы она станет внедрять, а Запад — рассуди­те льным в том, какие механизмы предоставлять. В этой рабо­те мы попытаемся выделить те переменные, которые влияют на применение законов о рэкете, и определить последствия введения подобного закона в бывшем Советском Союзе.

ПРИРОДА РИКО

Этот закон ознаменовал собой радикальный переворот в традиционных методах борьбы с организованной преступнос ­тью. Впервые в истории американской юриспруденции соста ­вители уголовных и гражданских статутов обратились к эконо­мическим механизмам, управляющ им организованной преступ­ностью. Вплоть до этого момента с рэкетирами име ли дело на индивидуальном уровне, от дела к делу. РИКО позволил про­водить расследования, сосредоточенные на преступном пред ­приятии и как на самостоятельной сущности и специа льно на­целенные на модели поведения, присущие рэкету. Кроме того, РИКО расширил рамки закона в ограничениях по продолжи­тельности существования криминального пред приятия. Это был новый подход к борьбе с организованной преступностью, подход, оказавший влияние на все правовое сообщество. Не­которые даже называли его атомной бомбой америка нской

196

юр испруденции. Подобная характеристика наиболее подходит сегодня, когда мы так обеспокоены распространением органи­зованной престу пности в бывшем Советск им Союзе. Мощное оружие, однако, может вызвать и сильные побочные эффекты. Только посредством соответствующих мер предосторожности и строгой системой отчетности можно предотвратить смерто­носные ошибки. Не ясно, сможет ли судопроизводство, не подкрепленное сильной экономической и политической систе­мой, безошибочно использовать власть РИКО.

Тем не менее РИКО часто вызывает те системные измене­ния, которые необходимы, когда основы политики подвержены коррупции и находятся в беспомощном состоянии. Только су­ровые санкции могу т обеспечить эффективное применение за­кона против коррумпированных профсоюзов, монополизиро­ванного рэкетом бизнеса, ворующих государственных чиновни­ков. В добавление к этому, 4ражда нс ко-правов ые санкции про­тив криминальных предприятий, уличенных в рэкете, такие, как возмещение убытков в тройном размере, лишают преступ­ление выгоды. Не приходится сомневаться в суровых последст­виях осуждения на основании РИКО, а Дрексел Бернхам, Джон Готти, Мануэль Норьега — живые тому примеры.

Нападая на криминальные предприятия и преследуя полу­ченные незаконным путем доходы, РИКО поражает само е сердце организованной преступ ности — ее доходные активы (например, рабочих, управляющих, шефов и их легальный промысел). Более того, так как РИКО обращен к системной природе организованной преступности, расследования по этому закону включают в себя расследования дел о корруп­ции. В конце концов, возможности коррумпировать, а следо­вательно, нейтрализовать закон и яв ляются теми признакам и, которые отличают организо ванную преступность от других разновид ностей преступной деятельности.

МАСШТАБЫ КОРРУПЦИИ

Пожалуй, пет вопроса, менее поддающегося концептуали­зации, чем вопрос о предполагаемых масштабах коррупции в бывшем Советском Союзе. Зачастую легко и удобно рассмат­ривать коррупцию в иной культуре, гораздо сложнее сравни-

вать ее на уровне раз ных культур. Это затруднение вызвано тем, что основная коррупция характеризуется и измеряется анекдотическими цифрами. На основании этих разрозненных случаев мы экстра полируем и строим еще большую теорию о распространенности коррупции. На самом деле, существует много доказате льств того, что американское общество (в част­ности) и капиталистические общества (в целом) наводнены коррупцией.

Однако, как подчеркивается в недавних исследованиях, даже при данном уровне коррумпированности капиталисти­ческих обществ по -прежнему существует общепринятое пред -стааление о том, что в этих системах можно добиться право­судия и справе дливости. Иными словами, принцип господств а права вызывает уважение у населения. Похоже, что в России, где приобретение таких жизненно необходимых предметов и услуг, как еда, медицинская помощь, транспорт, зачастую тре­бует дос тупа к коррумп ированным чиновникам, это не так. Тимофеев пишет, что:

...кажется, любая структура бывшею Советского Союза может рассматриваться как мафия — от КГБ до кооператив­ной фруктовой палатки.

...Практически все может стать черным рынком. Совет­ские криминологи официально заявляют, что правительствен­ные бюрократы не просят взяток, а требуют их.

Несмотря на то, что и в американском обществе существу­ет коррупция, заметно увеличивающая расходы бизнесменов, сильное преувеличение потребуется д ля того, чтобы говорить о существовании в Соединенных Штатах корру пции того же уровня и качества, что и в бывшем Советском Союзе.

По сравнению с СШ А, степень коррумпированности пред-стааляется здесь гораздо более значительной, хотя бороться с ней гораздо сложнее. Реформа требует свободы прессы и неза­висимого суда — тех двух условий, которые, похоже, отсутству­ют в бывшем Советском Союзе. Таким образом, у нас остается впечатление, что принцип гос подства права, предшественник экономических реформ, продолжает служить кувалдой в твер­дых руках номенклатурных капиталистов для выбивания дани у тех, кто рискует заниматься частным предпринимательством. Это частично объясняет, почему так много банкиров и бизне­сменов становятся жертвами так называемых «разборок», а также беспомощность властей в преследовании преступников.

198

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: МОДЕЛЬ

Тех, кто пишет о рыночной реформе в бывшем Советском Союзе, больше всего беспокоит то, что организованная пре­ступность в конечном счете отпугнет иностранные инвести­ции и сведет рыночную реформу на нет. Последствием же провала рыночной реформы, вполне вероятно, может стать возврат к тоталитарному режиму. Другие исследователи про­водят аналогии между ситуацией в Восточной Европе и пери ­одом индустриализации в Соединенных Штатах. Они делают вывод, что некоторая степень эксплуатации нового свободного рынка криминальными структурами является неотьемлемой частью восточноевропейского экономического развития. Даже фундаментальные проблемы уголовного правосудия Восточ­ной Европы в конечном итоге сводятся к экономической ре­альности: невозможно эффективно осуществлять правосудие при отсутствии средств для его финансирования.

Общим з наменателем этих взглядов является экономичес­кий рост. С целью построения модели мы приняли экономи­ческий рост за зависимую переменную, или переменную изу­чаемую. В качестве катализаторов роста выделены:

1) понижение стоимости трансакций (т.е. расходов по ве­дению бизнеса) и 2) рост капитала.

В связи с введением в действие закона о рэкете, или РИКО, воздействия эко номических катализаторов может при­обретать различные формы. Непосредственные результаты действия РИКО: РИКО успешно отслеживает просачивание в законный бизнес криминальных дельцов. Стоимость трансакций падает; появляется больше средств для законных инвестиций

РИКО успешно отслеживает действующих лиц заведомо криминальных рынков (наркотиков, проституции и т.д.). Сто­имость трансакций понижается. Меньше средств уходит в те­невую экономику.

Потенциальные непредусмотренные результаты действия РИКО:

РИКО используется против законопослушных предприни­мателей законного или ста новящегося законным рынка. Стои-

мость тра нсакций увеличивается. Законные бизнесмены вы­нужде ны теперь расширять свои ресурсы (т.е. взятки и т.д.), чтобы защитить себя от намеренного и предвзятого прес ледо ­вания.

В нашей модели выделяются две определяющие контекс-туальные переменные. Первая — это то, что воспринимается в бывших комму нистических странах как серая сфера рынка, формирова ние у части руководства и «руководимых» ложных представлений о том, что есть «черный рынок» и противо­правное экономическое поведение. Чем больше серая сфера, тем вероятнее преобладание ущербных экономических пос­ледствий. Так что если свобода действий власти не ограниче­на должным образом, вероятность злоупотреблений возраста­ет.

Второй важной контекстуальной переменной является на­циональная правовая система. Историческая форма исполни­тельной власти, правовая культура и религиозные традиции и грают решающую роль в определении совреме нного воспри­ятия/концептуализации права в любой рассматриваемой стра­не. Эта правовая система определит качество и рамки приме­нения закона. Обычно, чем слабее правовая традиция, тем более бесконтрольна исполнительная власть. В таких услови­ях использование РИКО, скорее всего, будет связано с адми­нистративным произволом и потому приводить к увеличению стоимости трансакций.

ИЗУЧАЕМАЯ ПЕРЕМЕНН АЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. СТОИМОСТЬ ТРАНСАКЦИЙ

Правовая система, охотнее всего подстегиваю щая эконо­мический рост, — это система предсказуемая, основанная на частноправовых традициях уваже ния прав собственности. А п­р иорное оправдание такой системы исходит из микроэконо­мики. В системе, дискреционной по своей природе и не пред­сказуемой механистически, повы шается риск судебно-ираво-вых санкций, принятых «по усмотре нию», а следовательно, увеличивается стоим ость ведения бизнеса — стоимость тра нс­ак ций. При такой системе, например, увеличение трансакци-оппой стоимости (за счет взяток и прочего) приводит к по­вышению цен на товары сверх меры. В такой ситуации кри-

200

вая производственных возможност ей сдв ига лся внутрь, пока­зывая сокращение общею эконом ического продукта. В каж­дой своей точке кривая производственных возможностей по­казывает различные комбинации товаров, которые экономика может производить при полной отдаче. Экономика с предска­зуемой правовой системой повышает общее возможное произ­водство (обратный сдвиг кривой производственных возмож­ностей), смягчая риск непредвиденно большой стоимости.

Топ 10 самых популярных статей:

  1. Нарушение письменной речи (дисграфия) Введение Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой (8736)
  2. Основные отличительные черты Конституций Российской Федерации 1978 и 1993 годов (5748)
  3. Реферат на тему: «Заболевания, передающиеся половым путем (5514)
  4. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае (4764)
  5. Учет товаров в розничной торговле»(на примере ООО «НиК») Аннотация Настоящая дипломная работа посвящена теме: «Учет товаров в розничной торговле»(на примере (4242)
  6. Формирование ассортимента продукции предприятия Введение Актуальность темы исследования Наиболее важным аспектом маркетинговой политики предприятия следует (4182)
  7. Реферат по информатике на тему: Современные микропроцессоры (3822)
  8. Рынок труда: понятие, типология и структура (3345)
  9. Блокнот старшего офицера батареи наземной артиллерии (3194)
  10. Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия (2798)