http://sudru.ru/
Шрифт: A A A

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Категория: Диссертации Опубликовано Просмотров: 3073

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 77

На правах рукописи Федорова Марина Юрьевна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Специальность 12.00.05: трудовое право; право социального обеспечения Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Научныйконсультант доктор юридических наук профессор Иванкина Т. В.

Санкт-Петербург - 2003


2 СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Социальное страхование как основная форма защиты от соци­
альных рисков 13

  1. Социальный риск: понятие, виды, способы компенсации 13
  2. Понятие и принципы социального страхования 32
  3. Развитие дополнительного социального страхования как условие

наиболее полной компенсации социальных страховых рисков 62

Глава 2. Многоуровневость правового регулирования социального стра­
хования 74

1. Понятие многоуровневости правового регулирования социаль­
ного страхования: постановка проблемы 74

  1. Соотношение международно-правового и внутригосударствен­
    ного регулирования социального страхования 88
  2. Децентрализация как способ обеспечения многоуровневости

правового регулирования социального страхования 106

Глава 3. Правоотношения по социальному страхованию 144

  1. Понятие и виды правоотношений по социальному страхованию... 144
  2. Субъекты и содержание правоотношений по социальному стра­
    хованию 155
  3. Объекты социально-страховых правоотношений и основания их

возникновения, изменения, прекращения 187

Глава 4. Финансовые источники финансового страхования 207

  1. Страховые взносы как основной финансовый источник социаль­
    ного страхования 207
  2. Реформирование финансовых источников социального страхова­
    ния в связи с введением единого социального налога 242

Глава 5. Обеспечение по социальному страхованию 256

  1. Понятие, виды и условия обеспечения по социальному страхова­
    нию 256
  2. Уровень (объем) социально-страхового обеспечения 275
  3. Зашита права застрахованных на обеспечение по социальному

страхованию 304

Заключение 330

Список литературы 340

Нормативные акты. Постановления высших судебных органов 354


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятель­ствами.

Социальное страхование не было предметом монографических научных ис­
следований с 1975 г., когда была защищена докторская диссертация К.С. Баты-
гина. Становление рыночной экономики, которой присущ рисковый характер,
Ш вызывает необходимость адаптации сложившейся ранее системы социального

страхования к изменившимся социально-экономическим условиям. В отличие
от дореформенного (до начала 1990-х годов) периода отечественной истории,
когда господствовала государственная форма собственности, сегодня требуется
t социально-экономическое обоснование отчуждения денежных средств страхо-

вателей для формирования страхового фонда, т. е. уплаты страховых взносов на
обязательное социальное страхование. Следует учитывать, что формы реализа­
ции права на труд стали более разнообразными, поэтому система социального
страхования должна обеспечить защиту от социальных рисков не только наем-
^ ных работников, но и самозанятых лиц. В Российской Федерации введены но-

вые для отечественной системы социального обеспечения виды страхования -обязательное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они требуют исследования с точки зрения реализации общих принципов социального страхования.

Социальное страхование является для большинства российских граждан
формой реализации важнейших конституционных прав - права на социальное
обеспечение (ст. 39) и на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Га-
рантированность этих прав непосредственно обусловлена эффективностью сис­
темы социального страхования, которая, в свою очередь, напрямую зависит от
^ правильного выбора средств и способов правового регулирования.

Цели и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы теоретиче­ски обосновать основные направления совершенствования правового регулиро­вания социального страхования с учетом необходимости его адаптации к защи­те граждан от социальных рисков в условиях рыночной экономики.

Достижению обозначенной цели способствовало разрешение следующих задач:

1. Определить сферу действия социального страхования и его соотноше-
1 ние с другими формами защиты от социальных рисков; раскрыть принципы со-


циального страхования и обосновать необходимость развития дополнительного социального страхования.

  1. Проанализировать структуру системы социального страхования посред­
    ством исследования правоотношений, опосредующих его осуществление (их
    видов, субъектного состава, содержания, объектов и оснований возникновения,
    изменения и прекращения).
  2. Обосновать необходимость развития многоуровневости правового регу­
    лирования социального страхования (обеспечения оптимального соотношения
    международно-правового и внутригосударственного регулирования, а также де­
    централизации последнего) в целях наиболее полной реализации прав и интере­
    сов всех его субъектов, в том числе - посредством координации обязательного и
    добровольного социального страхования.
  3. Дать характеристику страховых взносов как основных финансовых ис­
    точников социального страхования; проанализировать изменения правового ре­
    жима финансовых источников социального страхования, связанные с введением
    единого социального налога.
  4. Сформулировать определение и общие принципы обеспечения по соци­
    альному страхованию, определить его виды, проанализировать основания и ус­
    ловия его предоставления, а также оценить его уровень (объем) с точки зрения
    компенсации социального риска с применением экономически обоснованных
    социальных нормативов.
  5. Определить эффективность применяемых сегодня форм защиты права
    застрахованных граждан на обеспечение по социальному страхованию и сфор­
    мулировать предложения по ее повышению, в том числе за счет использования
    новых форм.

Методологическая основа диссертационного исследования. При напи­сании работы применялись как общенаучные методы (системный анализ, вос­хождение от абстрактного к конкретному и др.), так и специальные юридиче­ские (сравнительный, моделирования, структурно-функциональный и т. д.).

Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, конвенции и рекомендации Международной организации труда в области социального страхования, федеральное законодательство и норматив­ные акты субъектов Федерации. Использовалась правоприменительная практика судов, внебюджетных социальных фондов и органов социальной защиты насе­ления, статистические данные. Анализировались отраслевые тарифные, регио­нальные, профессиональные соглашения, а также коллективные договоры пред­приятий и организаций г. Омска и Омской области.


Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области философии, права, экономики, социологии, политологии.

В диссертации использованы труды таких представителей общей теории права и государства, как С.С. Алексеев, С.Н. Бабурин, Н.А. Власенко, Ю.И. Гревцов, Л.Н. Завадская, В.Б. Исаков, В.А. Карташкин, Т.В. Кашанина, Е.А. Лу-кашева, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, А.В. Мицкевич, B.C. Нерсесянц, СВ. Поле-нина, В.Н. Протасов, Л.Б. Тиунова, Ю.А. Тихомиров, P.O. Халфина, Л.С. Явич и др.

В основу выводов автора положены труды представителей науки трудового права и права социального обеспечения - Е.Г. Азаровой, Н.Г. Александрова, B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, В.А. Ачаркана, К.С. Батыгина, А.К. Безиной, Л.Ю. Бугрова, Л.Я. Гинцбурга, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, И.В. Гущина, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, С.А. Иванова, Р.И. Ивановой, И.Я. Ки­селева, А.Е. Козлова, Р.З. Лившица, М.В. Лушниковой, СП. Маврина, Е.Е. Ма-чульской, М.В. Молодцова, А.С Пашкова, В.Н. Скобелкина, В.А. Тарасовой, В.Н. Толкуновой, Э.Г. Тучковой, Я.М. Фогеля, Е.Б. Хохлова, В.Ш. Шайхатди-нова и др.

Автором были изучены доступные работы Н.А. Вигдорчика, И.С Войтин-ского, Д. Грудзинского, Б. Данского, В.М. Догадова, А. Кеппена, П.И. Новго-родцева, О. Сольской, З.Р. Теттенборн и других, изданные в конце XIX и в пер­вой трети XX веков.

Важными источниками послужили для автора труды таких экономистов, как В.Н. Бобков, Н.А. Волгин, М.В. Грачев, СЛ. Ефимов, М.С Ланцев, А.А. Никифорова, В.Д. Роик, Л.С. Ржаницына, С.Н. Смирнов и др.

Использовались работы по конституционному праву (М.В. Баглая, Б.Н. То-порнина, Б.С Крылова и др.), гражданскому праву (О.С Иоффе, Н.С. Малеина, М.Н. Малеиной, В.К. Райхера, Ю.К. Толстого и др.), привлекалась литература по философии, социологии, политологии, организации здравоохранения и соци­альной медицине.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое в современных условиях комплексное исследование теоретиче­ских проблем правового регулирования социального страхования.

В диссертации обосновываются и выносятся на защиту теоретические по­ложения, направленные на решение с помощью правовых средств крупной со­циально-экономической проблемы, которая заключается в необходимости соз-


дания эффективной модели социального страхования, соответствующей усло­виям рыночной экономики.

К наиболее важным из названных теоретических положений относятся сле­дующие:

  1. Социальные риски в широком смысле представляют собой возможность
    социального неблагополучия и выступают основаниями для социальной за­
    щиты населения. Разновидностью социальных рисков являются социально-
    экономические, которые означают возможность утраты или уменьшения за­
    работка или иного дохода от трудовой и приравненной к ней деятельности.
    Этим рискам подвержено экономически активное население. Их компенса­
    ция может осуществляться как в страховых, так и в нестраховых формах. Эти
    риски можно застраховать, потому что, во-первых, их можно просчитать,
    предвидеть, оценить; во-вторых, можно создать обособленный финансовый
    источник (страховой фонд) путем уплаты страховых взносов с заработка (до­
    хода) застрахованных граждан; в-третьих, все застрахованные примерно в
    одинаковой степени подвержены таким рискам, поэтому в страховой системе
    проявляется их солидарность друг с другом. Для того, чтобы социально-
    экономический риск был признан страховым, необходимо специальное ука­
    зание в законе или договоре. Таким образом, в диссертации впервые сфор­
    мулировано определение социального страхового риска, который подлежит
    компенсации в системе социального страхования: это возможность утраты
    или уменьшения заработка или иного дохода застрахованного лица от трудо­
    вой и приравненной к ней деятельности в случаях, указанных в законе (обя­
    зательное социальное страхование) или в договоре (дополнительное соци­
    альное страхование), который предусматривает компенсацию данного риска
    за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создавае­
    мого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной до­
    ход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подверженных
    данному риску.
  2. Предложенное доктринальное определение социального страхового риска
    позволило с новых позиций подойти к понятию социального страхования и
    сфере его действия. Поскольку социальный страховой риск означает воз­
    можность утраты или уменьшения заработка (иного аналогичного дохода)
    застрахованных лиц, социальное страхование не может быть всеобщим. Оно
    должно распространяться только на наемных работников и лиц, самостоя­
    тельно обеспечивающих себя работой (самозанятое население). Названные
    категории граждан, получая доход от трудовой и приравненной к ней дея-

тельности, участвуют в формировании страхового фонда, за счет которого осуществляется социально-страховое обеспечение. Система социального страхования в идеале должна быть автономной и самоуправляемой. Это оз­начает, что социальное страхование выступает как форма самообеспечения экономически активного населения при наступлении страховых случаев, что в полной мере соответствует условиям рыночной экономики, а также спо­собствует формированию гражданского общества как социальной основы правового государства. В системе социального страхования осуществляется не только компенсация социального страхового риска, но и его предвари­тельное выявление, учет, оценка, а также предупреждение (например, сана­торно-курортное лечение; предоставление профилактической медицинской помощи и т. д.). В связи с изложенным, социальное страхование должно рас­сматриваться как основная форма защиты от социальных страховых рисков. Впервые в науке права социального обеспечения обосновывается, что соци­альное страхование как механизм защиты легальных доходов от трудовой и приравненной к ней деятельности является элементом стимулирования тру­довой и предпринимательской активности граждан, уплаты налогов и стра­ховых взносов, и в конечном счете способствуют легализации и повышению доходов названных категорий населения.