http://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Госудяр< пенный комитет но патентам и юш-шимм и^пп РсииПчИн иипшvt нигемлек rva.iinioiii >a

Категория: Диссертации Опубликовано Просмотров: 3855

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 37

Кафедра гряжланекого up 1 lil ll|'.;'-i;.! i J iv'Ki ii i :,Ч'( I Емельянов Л.юксян >p>,ч:нн" Правовые основы обя'{ате."и>ш>г<> юсударствеиного сгрй\о»янн«(на примере opiaiiQB внуч ренин\ ,к*! cTi:. 12.00.0? - Ipavi- >право i \улл, . ui'k-ни семейное право, междунмро/иин: мионцм. iччи

Дпсс1]н п. я на и)искаши? ученой счепочн кап >п а)-, л Ki

ЛОК(*'|') К>рИЛИЧ0''КП\ ii.l-. К МРО'"!!ССС<".{"1 .4.11. I'i'«*il,S|>^»

Москва-


Оглавление

Введение 3

Глава I. Правовое регулирование страхования в России 13

  1. Страхование как предмет правового регулирования 13
  2. Понятие страхового права и его источники Принципы страховою
    прача 43

1.3 Понятие и структура страхового обязательства Квазистраховые пра­
воотношения 68

Глава II. Правовое регулирование обязательного государственною
страхования %

  1. Понятие обязательного государственного страхования, рачий гие ею
    нормативно-правовой базы %
  2. Обязательное государственное страхование - правоотношение в пользу
    третьих лиц 122

2.3 Государство как субъект страховых правоотношений 146

Глава III. Обязательное государственное личное страхование сччрч.нм!-

ков органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск и ! ос\ шрег-
венной противопожарной службы !75

  1. Особенности правоотношений по обязательному государственному
    страхованию с участием МВД России '75
  2. Перспективы развития обязательного государственною страхован;!1,! в
    системе МВД России. Концепция Фонда обязательною юсудирстиен-
    Hoi о страхования I %

Заключение !(J8

(ппеок приложении 207

Библиографический список литературы 208


Введение.

Актуальность темы исследования. Экономические и политические пре­образования, происходящие в настоящее время в России и направленные на пе­реход отечественной экономики от административно-командной системы веде­ния хозяйстеш к рыночной, потребовали радикальных изменений механизма со­циальной защиты государственных служащих и иных категорий лиц, способст­вующих реализации основных функций государства.

Профессиональная деятельность государственных служащих связана с опасностью их гибели (смерти), причинения вреда здоровью, а также уничтоже­ния (порчи) их имущества. Такая опасность значительно возросла в последнее время в первую очередь из-за существующей в нашем обществе социальной не­стабильности и напряженности. Поэтому сейчас, как никогда, со всей остротой встает проблема создания системы гарантий социального и материального обес­печения государственных служащих и членов их семей на случай гибели (смерти) или утраты профессиональной трудоспособности лицом, находящимся на государе г вен ной службе.

Наряду с традиционной системой пособий и компенсаций за вред, причи­ненный государственным служащим при исполнении ими служебных обязанно­стей, сегодня складывается принципиально новая система обязательного госу­дарственного страхования, позволяющая наиболее полно обеспечить имущест­венные интересы рассматриваемой категории граждан путем создания специаль­ных страховых фондов. Аккумулирование, распределение и использование средств данного фонда осуществляется через независимые специально уполно­моченные страховые организации. Осуществление обязательного государствен­ного страхования независимой страховой организацией позволяет исключить необоснованное использование денежных средств, выделяемых на >ш цели, в других направлениях, а также злоупотребления руководства органов исполни­тельной власти по отношению к своим служащим. Кроме того обязательное го­сударственное страхование позволяет освободить федеральные органы исполни-


тельной власти от некоторых обязанностей по социальной защите своих сотруд­ников.

Государство через систему обязательного страхования, включающую в себя обязательное государственное страхование, стремится обеспечить общест­венно значимые имущественные интересы своих граждан.

Диаграмма № 1.


Страховые взносы по

обязательному страхованию

за 1992-1996 годы

Страховые выплаты по

€1бязательному

страхованию за 1992-193S

годы




годы

годы


Условные обозначения:

1. * 1992 г.. 2. - 1993 г.. 3 - 1994 г.. 4 - 1995 г.. 5 -1996 г. Источник: Информация о структуре страхового рынка России на I янва­ря 1997 г. // Страховое ревю. № 3. 1997. С. 22-23.

За последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция возрастания роли обязательного страхования на страховом рынке (см. приведенную диа­грамму № 1).

Возрождение российского страхового рынка явилось следствием демо­нополизации страховой деятельности в нашей стране, приведшей к появлению большого числа альтернативных страховых организаций в конце 1980-х - начале


1990-х годов В настоящее время созданы качественно новые формы страхова­ния, одной и з которых стало обязательное государственное страхование.

Реформы в сфере страхования проходят сложно: сказывается груз про­шлых ошибок, отсутствие полной и систематизированной нормативной право­вой базы, регулирующей страховые и смежные общественные отношения.

Актуальность изложенных проблем, представляющих несомненный на­учный и практический интерес, а также недостаточная степень их разработанно­сти в научной литературе и предопределили выбор темы настоящею диссерта­ционного исследования.

Объект и предмет диссертационного исследования. Ооьектом дис­сертационного исследования является механизм правового регулирования стра­ховых и смежных общественных отношений.

Преомет исследования составляют нормативная правовая база обяза­тельного государственного страхования, а также складывающаяся практика его осуществления.

Цели и задачи исследовании. Анализ нормативной правовой базы, регу­лирующей общественные отношения по обязательному государственному стра­хованию, складывающейся практики страховой деятельности, а так же выявле­ние путей повышения эффективности правового регулирования данных общест­венных отношений являются цепью Онссертациоиио,\> исстоонання.

Для достижения данной цели диссертантом были поставлены следующие основные жкичи:

  1. проанализировать действующие федеральные чаконы и законы субъек­
    тов Российской Федерации, нормативные акты Президента Российской Федера­
    ции и Правительства Российской Федерации, а также федеральных министерств
    и ведомств, регулирующие страховые и смежные с ними общественные отноше­
    ния, в том чигле отношения по обязательному государственному страхованию;
  2. изучить л обобщить практику применения обязательного страхования,
    в том числе обязательного государственного страхования:

j. определить признаки страхования как правовой категории, разграни­чить гражданско-правовые и финансово-правовые элементы в механизме право­вого регулирования страхования;

4. проанализировать структуру правоотношений, складывающихся в
процессе осуществления обязательного государственного страхования;

  1. выявить особенности обязательного государственного страхования с
    участием М ВД, России;
  2. исследовать систему создания страхового фонда по обязательному го­
    сударственному страхованию, распределения и использования его средств;
  3. исследовать эффективность обязательного государе геенною страхо­
    вания;
  4. разработать предложения и рекомендации, обеспечивающие развитие
    обязательного государственного страхования и его нормативной правовой базы.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс методов научного познания, включающий в себя философский, исто-рико-правовой и сравнительно-правовой (компаративный) методы. В основе фи­лософского метода научного познания лежат диалектический метод и системный подход, научно-познавательные возможности которых позволяют всесторонне исследовать механизм правового регулирования обязательного государственного страхования. Стремясь дать теоретически обобщенное представление о предмете исследования с учетом многочисленных эмпирических фактов, диссертант опи­рается также на ряд частно-научных методов (статистический, ло1ический ана­лиз и др.).

Использование вышеназванных методов не исключает в отдельных слу­чаях возможности простого изложения фактов в качестве необходимой аргумен­тации, облллдюшей доказательственной силой и выявляющей особенности ис­следуемой проблемы

Теоретической базой настоящего диссертационного исследования явля­ются труды отечественных ученых-правоведов - специалистов в области обшей теории права, гражданского, государственного, административною, финансово­го права: ММ. Агаркова, С.С. Алексеева, Е.А. Васильева, А.В. Вешерова, ДМ.


1

Генкина, К.Л. Граве, О.С. Иоффе, А.Н. Козырина, Б.М. Лазарева, РЗ. Лившица, Л.А. Лунца, И.Б.Новицкого, М.И. Пискотина, В.К. Райхера, В.И. Серебровского, Г.Ф. Шершеневича, М.Я Шиминовой, P.O. Халфиной, И.И. Химичевой. и дру­гих.

В диссертации использовались работы российских исследователей в об­ласти экономики и финансов (К.П. Воблый, В.Р. Рейтман, В.В. Шахов и др.). а также научные исследования зарубежных ученых (Е. Годеме, П.-М. Годме, А. Манес и др.).

В основе большинства выводов и положений диссертации лежат доку­ментальные материалы: тексты нормативных правовых актов, договоров обяза­тельного государственного страхования между федеральными органами испол­нительной власти и страховыми организациями, акты правоприменения органов государственного страхового надзора и официальные статистические данные.

Научная новизна. Институт обязательного государственного страхова­ния является принципиально новым способом обеспечения имущественных ин­тересов граждан, включающим в себя элементы как традиционного страхования, так и социального страхования и иных форм социального обеспечения. В на­стоящее время система обязательного государственного страхования находится в процессе становления. Первоначально в 1991 году в соответствии с Законом СССР «О советской милиции» обязательному государственному страхованию подлежали только сотрудники милиции. В настоящее время обязательному го­сударственному сфахованию подлежат наряду с сотрудниками органов внут­ренних дел и другие категории государственных служащих. Обязательное госу­дарственное страхование используется также для обеспечения имущественных интересов иных категорий граждан (лиц. подвергшихся воздейавию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, врачей, медицинских и научных работников, занятых оказанием медицинской помощи населению, проведением научных исследований по проблемам вирусологии и производством вирусных препаратов, на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими служебных обязанностей, а также наступления в связи с этим инвалидности или смерти от СПИДа и т.д.).


X

Несмотря на широкое распространение обязательною государственного страхования на практике, до сих пор отсутствуют основательные научные ис­следования в данной области. Как правило, в учебной и научной литературе имеет место лишь простое перечисление категорий граждан, подлежащих обяза­тельному государственному страхованию, и условий его осуществления, при этом за пределами научного анализа остаются вопросы финансовой и правовой природы обязательного государственного страхования.'

Особое значение при изучении правовых основ обязательного государст­венного страхования имеет то обстоятельство, что данная форма страхования присуща исключительно страховой системе Российской Федерации. За рубежом используются иные способы обеспечения имущественных интересов государст­венных служащих при наступлении неблагоприятных последствий выполнения ими служебных обязанностей.

Тема диссертационного исследования слабо разработана в отечественной научной литературе. Правовое регулирование обязательного государственного страхования до сих пор не стало предметом комплексного юридическою иссле­дования. Это позволяет говорить о научной тми те настоящею диссертационно­го исследования, в котором впервые на монографическом уровне делается по­пытка комплексного рассмотрения проблем обязательного государственного страхования.