http://sudru.ru/
Шрифт: A A A

БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ   Попова Анастасия Геннадьевна – экономист отдела по закупкам Поволжской Академии Государственной Службы им. П.А. Столыпина;

Категория: Комментарии к законам и иным нормативно-правовым актам Опубликовано Просмотров: 30343

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 35

Шредер Екатерина Геннадиевна - бухгалтер ООО ТД «Лиа-Лев», опыт работы 5 лет. Данное практическое пособие рассматривает особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Подробно освящается весь учет основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, учет материальныхи непроизведенных активов, учет материальных запасов, учет труда и его оплата, учет финансовых вложений, расчетов с дебиторами и обязательств, финансовых результатов и т.д. Также рассматривается отчетность бюджетных организаций, порядок составления отчетов и балансов, особенности налогообложения таких организаций.

Книга снабжена большим количеством практических примеров, которые наглядным образом отражают, как осуществляется бухгалтерский учет в этих организациях.

Пособие рекомендуется для бухгалтеров и руководителей бюджетных организаций, будет также интересно преподавателям бухгалтерских дисциплин.

 

Глава 1. Основы бюджетного учета

 

1.1. Система нормативного регулирования бюджетного учета

 

Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления) и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Так систему нормативного регулирования бухгалтерского учета можно представить в виде совокупности законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету.

На современном этапе развития бюджетного учета в соответствии с действующим законодательством можно выделить пять уровней его правового регулирования:

Первый уровень – законодательный,  устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях, это Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства.

1) Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ;

2) Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ;

3) Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая (от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) и вторая (от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ);

4) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;

5) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

6) Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";

7) и др.

Второй уровень – нормативный, его составляют нормативно-правовые акты Минфина России, который в соответствии с Бюджетным Кодексом устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности:

1) Приказ Минфина от 10 февраля 2006 г. № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету»;

2) Приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

3) Приказ Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности»;

4) и др.

Третий уровень – методический, его формируют правовые акты, издаваемые финансовыми органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по вопросам бюджетного учета, примером может являться Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Четвертый уровень – Ведомственный. Его  составляют правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств бюджета соответствующего уровня в соответствии с актами органов, организующих исполнение соответствующего бюджета.

К пятому уровню – организационному, относятся внутренние акты учреждений (получателей бюджетных средств), принятие которых также предусмотрено Бюджетным Кодексом, т.е. это локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 10 февраля 2006 г. № 25н:

1) Приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота;

2) Приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации;

3) и др.

Похожая система правового регулирования бухгалтерского учета существует и в коммерческих организациях, но между ними существуют и отличия:

1) деятельность коммерческих организаций напрямую не регулируется Бюджетным кодексом РФ;

2) коммерческие организации используют в своем учете положения по бухгалтерскому учету.

 

1.2. Цели, задачи и принципы бюджетного учета

 

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к основным задачам бюджетного учета относят:

1) формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

2) формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

4) обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

1) организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

2) контроль исполнения сметы расходов;

3) переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

4) выделение в учете кассовых и фактических расходов;

5) отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Основные цели и принципы бухгалтерского учета.

Основополагающие принципы ведения бухгалтерского учета определены в Законе «О бухгалтерском учете» и это:

1) обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Плана счетов, утвержденного Минфином России;

2) осуществление учета объектов учета в рублях и на русском языке (если первичные учетные документы составляются на иностранных языках, то необходимо, чтобы эти документы имели построчный перевод на русский язык);

3) бухгалтерский учет текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг должен осуществляться отдельно от учета затрат, связанных с капитальными вложениями;

4) обязательность составления документов на все хозяйственных операций;

5) использование учетных регистров для систематизации информации, которая содержится в учетных документах;

6) оценка объектов учета в денежном выражении;

7) обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств, порядок которой определяется действующим законодательством и приказами руководителя бюджетной организации.

Помимо вышеуказанных принципов бухгалтерского учета можно выделить и принципы, которые присущи именно бюджетному учету:

1) принцип "единства кассы" подразумевает осуществление всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета, что позволяет обеспечить полную прозрачность при формировании и использовании бюджетных средств и существенно повысить управляемость государственными (муниципальными) финансами;

2) принцип "подведомственности расходов" исключает возможность реализации функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней. Функции по распоряжению бюджетными средствами такими организациями должны быть переданы главным распорядителям средств бюджета.

 

1.3. Особенности организации бюджетного учета

 

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина от 10 февраля 2006 г. № 25н.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

1) план счетов бухгалтерского учета в организациях;

2) форму ведения бухгалтерского учета;

3) способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;

4) формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

5) методы оценки активов и обязательств;

6) корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.

Бухгалтерия бюджетной организации состоит из нескольких групп – финансовая, материальная, расчетов и др. В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая, основных средств, расчетных операций и др.). Структурные подразделения бюджетной организации должны своевременно представлять в бухгалтерию всю необходимую документацию (договоры, акты выполненных работ, авансовые отчеты и др.).

Обеспечение контроля за исполнением смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей – это одни из ключевых задач работы бухгалтерской службы.

Обязанности бухгалтерии:

1) организация бухгалтерского учета в соответствии действующим законодательством РФ;

2) контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

3) контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением, которое утверждается сметам доходов и расходов;

4) контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

5) начисление и выплата заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;

6) учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

7) проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

8) составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

9) составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;

10) обеспечение хранения документации в соответствии с требованиями организации государственного архивного дела.

Главный бухгалтер бюджетной организации назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

Элементы плана организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях:

Топ 10 самых популярных статей:

  1. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 2007 Г. № 229-ФЗ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Под редакцией профессора доктора юридических наук Исаенковой О.В. (61686)
  2. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в РФ" (49922)
  3. Постатейный комментарий Федерального закона "О статусе военнослужащих" (Кудашкин А.В., Фатеев К.В.) (33448)
  4. БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ   Попова Анастасия Геннадьевна – экономист отдела по закупкам Поволжской Академии Государственной Службы им. П.А. Столыпина; (30344)
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Общая часть). (28549)
  6.   СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ   Авторский коллектив: Долматова Ирина Васильевна — доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза; (17778)
  7. КОММЕНТАРИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) (16788)
  8. Постатейный комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате (14062)
  9. Научно-правовой комментарий к Конституции Республики Казахстан. Руководитель авторского коллектива - член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев (12753)
  10. Практика применения Уголовного кодекса РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкованиеПредисловиеЭтими (12055)