http://sudru.ru/
Шрифт: A A A

Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика. Документы (под ред. Семенихина В.В.). ->

Категория: Учебники Опубликовано Просмотров: 975

Скачать статью бесплатно

Страница 1 из 16

Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика. ДокументыВведениеВ последние годы интеллектуальная собственность приобретает все более существенное значение среди всех других видов собственности. Вопросы ее охраны и использования в современныхусловиях роль сервиса значительно возрастает, поэтому знаки обслуживания приобретают особую актуальность. В связи с этим, все чаще обслуживающие организации: банки, страховые компании, туристические агентства регистрируют в Роспатенте свои фирменные обозначения в качестве знаков обслуживания.

Важно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации), поэтому, рассматривая далее правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания, мы будем оперировать понятием "товарный знак".

Товарный знак может размещаться на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.

Право на товарный знак охраняется законом, а правовая охрана предоставляется на основании его государственной регистрации. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на него в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Выдача свидетельства производится в течение месяца с момента регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.

Правовая охрана товарного знака возможна только в том случае, если он зарегистрирован. При этом исключительное право владельца на товарный знак определяется в отношении тех товаров и услуг, которые перечислены в свидетельстве на товарный знак.

3.2.1.1. Виды товарных знаков

В статье 5 Закона N 3520-1 ( Приложение N 32) дается классификация товарных знаков в зависимости от формы их выражения. В соответствии с данной нормой товарные знаки могут быть:

- словесные;

- изобразительные;

- объемные;

- другие обозначения или их комбинации.

Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия, словосочетания и короткие фразы. Эти слова могут быть как уже существующими, так и придуманными. В качестве словесных товарных знаков могут использоваться астрономические названия, имена героев и исторических личностей, названия рек, морей, озер название природных явлений. Кроме того, словесные товарные знаки могут совпадать с фирменным наименованием юридического лица. В качестве словесного товарного знака могут также регистрироваться фамилии людей.

Обратите внимание!

Использование фамилии в товарном знаке может оказать влияние на деловую репутацию и затрагивает личные неимущественные права носителей фамилии, поэтому необходимо получить разрешение на использование фамилии у самих правообладателей или их наследников.

Стоит отметить, что словесные товарные знаки хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы.

Изобразительные товарные знаки могут быть выражены в виде рисунков на различные темы. Это могут быть различные орнаменты, символы комбинации фигур, изображения животных, птиц или стилизованных букв. Сюжетом для рисунков могут служить народные сказки, былины, различные символические мотивы. Особым типом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы).

Объемные товарные знаки - это трехмерные (по длине, высоте, ширине) обозначения, изготовленные из различного материала. К объемным товарным знакам относятся флаконы для духов, коробки для сигарет, бутылки для напитков и так далее. Широкое распространение объемный товарный знак получил для обозначения различных марок автомобилей.

Комбинированные товарные знаки содержат в себе одновременно сочетание изобразительных, словесных и объемных элементов. Комбинированный товарный знак может содержать сочетание: рисунка и слова, рисунка и букв, букв и фигур и так далее.

Примером комбинированного товарного знака могут быть этикетки. Композиция этикеток обычно содержит в цветовом исполнении изобразительные или словесные элементы.

Перечень видов товарных знаков не является исчерпывающим. Закон N 3520-1 ( Приложение N 32) допускает регистрацию в качестве товарного знака других обозначений. К примеру, в некоторых странах охране подлежат звуковые (музыкальные мелодии, позывные радиостанций, шумовые эффекты), световые (различные световые эффекты), обонятельные обозначения (оригинальный запах товара).

3.2.2. Наименования мест происхождения товаров

Помимо товарных знаков и знаков обслуживания Закон N 3520-1 регулирует отношения, связанные с правовой охраной и использованием наименований мест происхождения товаров.

Определение наименования места происхождения товара дано в пункте 1 статьи 30 Закона N 3520-1:

"Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект) или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами".

Природные условия включают почвенные, климатические и тому подобные свойства. Под людскими факторами следует понимать культурные традиции характерные для данной местности, а также профессиональные навыки местных мастеров.

В связи с тем, что географические названия в силу различных причин могут меняться, в определении наименования места происхождения товара говорится о том, что название географического объекта может быть также и историческим.

В пункте 2 статьи 30 Закон N 3520-1, указывается на обозначения, которые не признаются наименованием места происхождения товара:

"Не признается наименованием места происхождения товара обозначение хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления".

Такая ситуация обычно случается тогда, когда использование наименования места происхождения стало настолько масштабным, что практически потеряло связь с географическим названием. Для примера можно привести Жигулевское пиво, производимое во многих регионах Российской Федерации, оно давно уже утратило связь с географическим названием Жигули.

Использованием наименования места происхождения товара считается его применение на товаре, упаковке, в рекламе, в проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.

Наименование места происхождения товара охраняется законом, правовая охрана в Российской Федерации возникает на основании его регистрации, которая может быть произведена одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами.

Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно и подтверждается выдачей свидетельства, которое действует до истечения десяти лет, считая со дня подачи заявки на регистрацию наименования места происхождения товара. Срок действия заявки может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства, государственного органа, прокурора или общественной организации:

- прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством;

- опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

- удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение либо уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки.

3.2.3. Фирменные наименования

Действующее российское законодательство не содержит определения фирменного наименования.

Отдельные нормы разных правовых актов указывают на содержание фирменного наименования и его признаки, которые зачастую зависят от субъекта права и от основной функции фирменного наименования - индивидуализации отдельных участников гражданского оборота.

В соответствии с пунктом 4 статьи 54 ГК РФ:

"Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование".

Таким образом, можно сделать вывод, что наименования (названия) других участников гражданского оборота (включая наименования юридических лиц, не относящихся к коммерческим организациям) фирменными наименованиями не являются.

Структура фирменного наименования состоит из двух составляющих:

- сведения об организационно-правовой форме юридического лица;

- собственно наименование.

Это положение установлено нормами ГК РФ и специальными законами, регулирующими деятельность коммерческих организаций, а также подтверждено выводами судебно-арбитражной практики. Так в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 9 марта 2004 года по делу N КГ-А40/67-04 сказано:

"Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица".

Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа, различных аббревиатур и тому подобного.

Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в коммерческом обороте. В качестве фирменного наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за исключением некоторых установленных законом ограничений.

Так в частности, специальными правовыми актами регулируется использование таких наименований как "Россия", "Российская Федерация", "Москва" и производных от них слов и словосочетаний. В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 года N 2355-1 "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" указано:

"наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных объединений и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации".

Кроме того, подпунктом 57 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ( Приложение N 15) определен размер государственной пошлины, уплачиваемый за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация". Ее размер составляет десять тысяч рублей. Указанная государственная пошлина уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.

В отношении некоторых обозначений, которые могут быть включены в фирменные наименования, тоже существуют определенные правила, устанавливающие порядок и условия их использования.

Так, например, слово "банк" и производные от него слова и словосочетания могут использовать в своих фирменных наименованиях только те организации, которым выданы лицензии на осуществление банковской деятельности. Это правило содержится в статье 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" ( Приложение N 25).